23 сентября 1939 года не стало Зигмунда Фрейда: как теория психоанализа развивалась в России

С середины 1930-х годов психоанализ в Советском Союзе подвергался гонениям и практически не развивался вплоть до 1990-х годов.

Также 23 сентября День рождения поисковой системы «Яндекс», День рождения жевательной резинки, День образовательных технологий, День информационных подразделений МВД РФ и День памяти святых мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры, а также в этот день в 1980 году в Северодвинске была спущена на воду самая большая в мире подлодка «Акула» («Тайфун»).

Подробнее поговорим о Зигмунде Фрейде и развитии теории психоанализа в России. Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог. Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века.

23 сентября 1939 года не стало Зигмунда Фрейда: как теория психоанализа развивалась в РоссииЗигмунд Фрейд

Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени, и на протяжении всей жизни психолога его работы не прекращали вызывать резонанс и критику в научном сообществе. Интерес к теориям ученого не угасает и по сей день.

Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трехкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие переноса, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.

Несмотря на то, что влияние идей и личности Фрейда на психологию неоспоримо, многие исследователи считают его труды интеллектуальным шарлатанством. Практически каждый фундаментальный для фрейдовской теории постулат был подвергнут критике со стороны видных ученых и писателей, таких как Карл Ясперс, Эрих Фромм, Альберт Эллис, Карл Краус и многих других.

23 сентября 1939 года не стало Зигмунда Фрейда: как теория психоанализа развивалась в России  Верхний ряд: Абрахам Брилл, Эрнест Джонс, Шандор Ференци. Нижний ряд: Зигмунд Фрейд, Грэнвилл С. Холл, Карл Густав Юнг

За свою жизнь Фрейд написал и опубликовал огромное количество научных работ — полное собрание его сочинений составляет 26 томов. Он имел звания доктора медицины, профессора, почетного доктора права Университета Кларка и являлся иностранным членом Лондонского королевского общества, обладателем премии Гете, являлся почетным членом Американской психоаналитической ассоциации, Французского психоаналитического общества и Британского психологического общества.

Развитие психоанализа в России

В России психоанализ пережил период бурного расцвета в начале XX века. Еще до революции 1917 года психоанализ привлек к себе вни­мание русских исследователей, которые применяли метод и популяризировали теорию Фрейда. После революции психоанализ продолжал развиваться в России 20-х гг., как ни в одной другой стране мира, работы Фрейда и других психоаналитиков интенсивно переводились и издавались.

23 сентября 1939 года не стало Зигмунда Фрейда: как теория психоанализа развивалась в РоссииКушетка Зигмунда Фрейда

Психоаналитическое учение нашло сторонников в среде медиков, педагогов, литературоведов. Идеи Фрейда осмыслялись учеными, философами и психологами. Психоанализ включился и в решение общегосударственной задачи воспитания ребенка. Возможность применения психоаналитического метода к детям обсуждалась на кол­легиях Народного комиссариата просвещения и Главнауки.

В мае 1918 г. был учрежден «Институт ребенка», задачей которого являлось всестороннее изучение и распространение зна­ний о природе ребенка и его воспитании в дошкольном возрасте. В работе института важное место отводилось психологической лаборатории. В Петрограде психоаналитическая проблематика разрабатывалась в Институте по изучению мозга под руководством В.М. Бехтерева. Здесь в качестве ассистента работала Татьяна Розенталь, одна из первых русских психоаналитиков, читавшая курс лекций «Психоанализ и педагогика» и осуществлявшая лечебную и исследовательскую работу.

23 сентября 1939 года не стало Зигмунда Фрейда: как теория психоанализа развивалась в России В.М. Бехтерев

Работы по изучению ребенка велись и в Московском психоневрологическом институте, где с 1920 г. отделом психологии заведовал И.Д. Ермаков, активный пропагандист идей Фрейда. Для исследования детей он использовал метод свободных ассоциаций, обращая внимание в первую очередь на эмо­циональную сферу.

Ермаков разрабатывал новый методический подход к анализу детского рисунка, вел работы по изучению половой жизни ребенка. С именем И.Д. Ермакова связано даль­нейшее развитие и организационное оформление советского психоанализа. В 1921 г. под его руководством при отделе Психоневрологического института был открыт детский дом-лабо­ратория. В документах о его создании подчеркивалось, что дом-лаборатория опирается на психоаналитическое учение З. Фрейда.

23 сентября 1939 года не стало Зигмунда Фрейда: как теория психоанализа развивалась в России И.Д. Ермаков

Здесь изучались душевно здоровые дети в возрасте от года с точки зрения проявления бессознательных влечений. Главной задачей дома-лаборатории стала выработка методов изучения и воспитания полноценных в социальном смысле детей. Ермаков исходил из понимания психоанализа как метода «освобождения ущербного человека от его социальной ограниченности». Поэтому большое значение он придавал новым формам воспитания в коллективе, полагая, что их надо применять с самого раннего возраста. Изучению раннего периода детства, периоду наиболее сильного проявления инстинктов, лежащих в основе последующего развития ребенка, уделялось первостепенное внимание.

Психоаналитическое движение в стране в это время приобретало все больший масштаб. Психоаналитические группы возникают в Петрограде, Москве, Киеве, Одессе, Казани. Представители этого направления принимали участие в работе международных психоаналитических конгрессов, публиковали свои материалы в зарубежных журналах и состояли членами зарубежных психоаналитических организаций. Методы психоанализа применялись в психиатрической практике, некоторые педагоги в школах и воспитатели в детских садах опирались на психоаналитические концепции в процессе воспитания детей, осуществлялась психоаналитическая интерпретация художественного творчества.

23 сентября 1939 года не стало Зигмунда Фрейда: как теория психоанализа развивалась в РоссииОбразование в СССР

Однако с середины 1930-х годов психоанализ в Советском Союзе подвергался гонениям и практически не развивался вплоть до 1990-х годов. В СССР и других социалистических странах психоанализ часто квалифицировался как буржуазная лженаука.

Тем не менее, многие идеи психоанализа вошли в отечественную психологию и психотерапию (в том числе так называемые «неосознаваемые формы высшей нервной деятельности» по Узнадзе, и другие). По мнению известного психотерапевта проф. С. Ледера, патогенетическая психотерапия Мясищева была ничем иным, как «советским психоанализом».

23 сентября 1939 года не стало Зигмунда Фрейда: как теория психоанализа развивалась в РоссииЗигмунд Фрейд

Критика

Уже при самом своем появлении психоанализ подвергся критике. Первоначально неприятие концепции Фрейда европейскими психиатрами было решительным и повсеместным.

Подвергается критике психоанализ и в конце ХХ — начале XXI века. В спорах вокруг учений З. Фрейда обсуждаются такие основные пункты: научность используемых им понятий, реальный лечебный эффект психоаналитической терапии, а также долгосрочные влияния фрейдизма на общество.

Джон Килстром в своей статье «Фрейд все еще жив? Вообще говоря, нет» полагает, что влияние психоанализа в настоящее время сошло на нет, что большее влияние Фрейд оказал на культуру, нежели на развитие психологии. Однако точка зрения Килстрома остается спорной.

23 сентября 1939 года не стало Зигмунда Фрейда: как теория психоанализа развивалась в РоссииЗигмунд Фрейд

Многие десятилетия психоанализ Фрейда упрекали в научной несостоятельности. Сейчас эти упреки можно признать справедливыми лишь в части архаической версии психоанализа.

Современная психодинамическая теория построена на положениях, получивших многочисленные эмпирические подтверждения. Тем не менее, многие специалисты из области нейробиологии, когнитивной психологии, философии науки и теории познания считают, что методы и теории психоанализа не имеют под собой научных оснований, а сам психоанализ зачастую рассматривают как псевдонаучную теорию.