Зачастую позиции не только родителей, но и учителей по этому вопросу расходятся.
Должна ли школа заниматься воспитанием учащегося? Или это только семейное дело? Как нередко бывает, зачастую позиции не только родителей, но и учителей по этому вопросу расходятся. Но здесь сама постановка вопроса может быть ложной. Педагог во время обучения не просто формирует у ребенка определенные умения и навыки, дает знания. Он во многом формирует и личность учащегося, занимается воспитательной работой, даже если не ставит перед собой такую цель. Но лучше всего, если учитель будет делать это осознанно, что позволит не только повысить эффективность обучения, но и поможет заложить основу формирования здоровой личности.
В июле этого года Президент России Владимир Путин подписал закон об укреплении воспитательной составляющей в системе образования. 1 сентября закон вступил в силу. Здесь стоит напомнить, что с 2018 года у нас в стране реализуется план «Десятилетие детства» и эти нововведения полностью согласуются с его первоочередными целями и задачами, направленностью государственной политики.
Важную роль в принятии этого закона сыграла Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова. Она всегда упорно и последовательно отстаивала важность воспитательного процесса в школах.
«Я убеждена в том, что школа сегодня должна воспитывать не «стобалльников», а, прежде всего, счастливых людей. А без комплексного подхода к воспитанию личности решить эту задачу невозможно. Каждая школа формирует программу, благодаря которой школьная жизнь будет наполнена не только знаниями, но и станет более комфортной, человечной, поможет развиваться детям как личностям», — говорила детский омбудсмен.
Нововведения в законе помогут в борьбе со многими трудностями в работе современной школы, в том числе — с одной из самых болезненных и травмирующих детскую психику проблем – буллингом. По статистике, травлю в школе испытывали более половины российских детей, но немногие из них решаются поделиться своими переживаниями и попросить помощи у взрослых. Хочется надеется, что новые меры позволят более эффективно с этим справляться.
Важность воспитательного процесса в учебных заведениях отмечают не только эксперты, но и простые граждане. Проведенное несколько лет назад социологическое исследование Высшей школы экономики по вопросам воспитания в школах показало, что 77% родителей выступили за то, чтобы образовательное учреждение занималась воспитанием детей. При этом, 80% родителей считали важным воспитывать детей в условиях определенных моральных норм, прививать им традиционные духовные ценности.
Но любое развитие должно быть планомерным, направленным. От этого во многом зависит эффективность воспитательного процесса.
«Процесс воспитания в школах нужно направлять. Важно определить, как гармонично организовать этот процесс, какой результат мы хотим получить. И ни в коем случае не оставлять педагога один на один с этими вызовами и задачами. Необходимо создавать условия, при которых у учителей появятся время и ресурсы для воспитательной работы», – отмечала Анна Кузнецова.
И здесь представляется чрезвычайно важным плодотворное сотрудничество родителей и школы. Ведь кто как не родители, напрямую работающие со школой, смогут помочь в организации образовательного и воспитательного процесса.
Интересно обратится к опыту других стран. Например, в каждой крупной школе США есть филиал общенациональной Ассоциации родителей и учителей. Именно родители — активные участники школьных реформ. В некоторых школах мнение родительских комитетов играет доминирующую роль в организации учебного процесса вплоть до утверждения программ и методов обучения. Традиция такого сотрудничества давняя и прочная.
Родители могут участвовать в планировании работы учебных заведений и реализации их планов, а школа консультирует родителей с целью помощи в решении их проблем. Они привлекаются к участию в различных образовательных мероприятиях с детьми (проведение уроков, посещение музея, библиотеки, подготовка спектакля и др.). Организуется работа родителей с собственными детьми под руководством специалистов. Например, обучение матерей способам формирования у ребенка навыков личной гигиены или методике чтения книг.
По сравнению с США, родители российских школьников не так вкладываются во взаимоотношения со школой. Но в этом есть и оборотная сторона – виден потенциал для роста. Ведь во многом именно от взаимоотношений «родитель-школа» и «родитель-педагог» зависит эффективность воспитательного процесса в учебных заведениях.