Российский ученый эксперт в вопросах энергетики Борис Марцинкевич объяснил, как “Газпром” смог увеличить выручку до рекордных значений, и почему такое положение совсем не “радует” руководство компании.
Эксперт считает,что на ценообразование повлияли даже не политики, а скорее решения ряда европейских судов, которые фактически вынудили российскую компанию привязать формулу расчета цены на газ с компаниями стран Евросоюза, к рынку спотовых сделок. Таким образом, ценообразование и по долгосрочным контрактам стало жестко привязано к рыночным колебаниям стоимости голубого топлива. В условиях небывалого ажиотажа и нарастающего энергетического кризиса, стоимость газа для Европы поднялась до отметки, которую Марцинкевич назвал “предельной для экспорта”.
Совершенно очевидно, что спотовые цены не могут приравниваться к стоимости топлива по фьючерсным контрактам.
Эксперт уверен, что хоть для Европы это и критическая планка стоимости газа, но и российский поставщик обеспокоен сложившейся ситуацией. По мнению Марцинкевича, Россия не заинтересована в предельно высоких ценах и дальнейшем подорожании. Цена в 330 долларов может привести к тому, что европейские товары станут недоступны отечественным потребителям.
«Газпром» придерживается стратегической цели — обеспечить если не стабильность газового рынка, то хотя бы его предсказуемость в долгосрочной перспективе. Без этого невозможно осуществить планирование объемов добычи и грамотного инвестирования. Дальнейшее повышение цены повлияет на целые отрасли европейской экономики, будут сворачиваться объемы производства. Никакой радости от проблем соседей быть не может. В эпоху глобализма экономические последствия вернутся бумерангом в виде высоких потребительских цен.
Вначале высокие цены на газ могут показаться крупным выигрышем, но если многократно подорожают автомобили, бытовая техника и фармакологическая продукция, последствия будут очень серьезными, пояснил эксперт в эфире программы на ютуб канале издательства «Царьград».
У сложившейся ситуации есть и конкретный “виновник”. Стокгольмский арбитражный суд вынес свой приговор после иска польской компании PGNiG. «Газпром» обязали пересматривать цены для европейских компаний, сверяя стоимость со спотовым рынком. В итоге, для потребителей Европы газ стал дороже в два раза, а поступления в федеральный бюджет России увеличатся в течении следующих двух лет. Чем в итоге обернутся миллиардные пополнения казны в долгосрочной перспективе, не возьмется предсказать ни один эксперт.