С одной стороны – предъявлены факты реальных нарушений, с другой – налицо применение силы и оскорбления вышестоящего по званию.
В парке «Патриот» (Московская область, в районе полигона Алабино) мобилизованные из войсковой части 95370 коллективно накинулись на вышестоящего офицера из-за плохой подготовки к отправке на фронт. При этом его не только грубо и многократно обматерили, несмотря на абсолютную корректность общения с о стороны подполковника, но и выпускали дым в лицо, угрожали и толкали. Как должно в такой ситуации отреагировать государство? Поблагодарить неравнодушных мобилизованных за выявленные недостатки или арестовать их и отправить в тюрьму за нарушение воинского Устава?
На видео солирует некий крупный «Саня», заявляющий о себе, что он мастер спорта. По его словам, солдат намерен прийти в штаб и ломать офицерам конечности, если они не будут выполнять требования мобилизованных. Раздражает же призванных строевая подготовка на фоне отсутствия надлежащего оснащения и боевого обучения.
Мобилизованные высказывают недовольство, заявляя, что в их проблемах виноваты местные офицеры, которые, мол, не выполняют задач, поставленных верховым главнокомандующим. В связи с этим, им угрожают различными карами – от военной прокуратуры до физической расправы со стороны самих мобилизованных.
В дискуссии принимает участие подполковник, которому выпускают в лицо дым, толкают и оскорбляют, хотя он ведет себя корректно. По форме происходящее напоминает армейский бунт. По содержанию – борьбу неравнодушных граждан за эффективную мобилизационную подготовку.
Как пишет «Открытая Украина», с одной стороны, ругающийся на подполковника «мобилизованный мужик визуально не находится в состоянии опьянения, он требует весьма правильных вещей (снабжение тем что положено, реального обучения и подготовки, а не профанации). С другой стороны находится офицер, который весьма адекватно и вменяемо общается с мобилизованным и ничем такое обращение не заслуживает. В итоге мы имеем немыслимое и недопустимое нарушение дисциплины, но при этом выдвигаются справедливые претензии».
Канал «NerV», посвященный связи технологиям современных войн, пишет, что после просмотра видео «состояние нервной системы у меня уже примерно такое же, как и у его героя. злость и негодование». Потому что, мало дать снаряжение обучаемому личному составу, мало научить ходить строем и прикладывать руку к головному убору, нужно учить тому что нужно и необходимо в контексте двух пунктов: выполнение боевой задачи подразделением и минимальные потери/максимальная выживаемость личного состава».
Во многом, подобная ситуация стала возможна потому, что действующая армия рассчитана на работу с призывниками и контрактниками. Те и другие люди подневольные. Но контрактников нам на Украине явно не хватило. А призывников приняли решение для СВО не привлекать. В итоге, значительную часть нашей армии теперь составят призванные свободные граждане. Со сформировавшейся жизненной позицией, убеждениями и взглядами.
От качества подготовки мобилизованных зависит их жизнь. Поэтому можно понять волнение тех, кто вместо боевой подготовки занимается профанацией.
Не исключено, что многим из них предстоит пожертвовать своей жизнью. Но, в отличие от срочников, отдающих долг Родине, эти люди свой долг уже отдали раньше. И, невольно, требуют к себе особого отношения со стороны государства. В частности, повышенной заботы, которая должна проявляться не только в гарантированных выплатах, но и в надлежащей подготовке и снабжении.
Старая система отношений между властью и народом не подошла для новой реальности. Прошлая модель исключала общество из реального участия в политике в обмен на защиту и процветание. Сейчас же этот «общественный договор» больше не действует, так как государств оказалось неспособно обеспечить победу собственными ресурсами, и обратилось за помощью к гражданам.
В этой ситуации люди, вынужденные отправляться на фронт, вправе требовать не только снабжения, обучения и выплат, но и наказания тех, кто допустил подобную ситуацию. То есть, ареста виновных в хищениях, в провалах поставок техники и современного оружия в войска, в катастрофически ложных выводах разведки, убедившей наше руководство в том, что на Украине только и ждут русскую армию. Наказания бездарных офицеров, допустивших стратегические провалы на всех этапах СВО. Потому что, если бы все, кто занимался снабжением, разведкой и командованием были на высоте, сегодня не пришлось бы никого мобилизовать.
Перспектива попасть в украинский плен, с учетом пыток и издевательств над русскими солдатами, для мобилизованных — тоже не вариант.
Государственная же машина, по прежнему, защищает «своих», даже если они оказались виновны в стратегических провалах. Возможно, кто-то руководивший военно-промышленным комплексом в правительстве, или внешней разведкой, или Генштабом — понес наказание. Но публично ни об одном подобном случае высшим руководством страны заявлено не было. В то время, как люди хотят видеть реальное положение дел, знать, что виновные в хищениях и провалах наказаны, а не передвинуты с одного теплого места на другое.
Как следствие, раздражение, обида, ненависть и другие негативные эмоции общества, вынужденного идти на дополнительные риски, выплескиваются не на тех, кто реально виноват в сложившейся ситуации, а тех, кто оказался «под рукой» — как подполковник на видео.
В то же время, пишет канал МИГ, происходящее – это «живая иллюстрация к параграфу учебника истории «Российская армия в период с февраля по ноябрь 1917 года. Не позавидуешь сегодня тому, кому журналисты зададут про все это вопросы. Прогноз по поводу случившегося зависит от того, какова будет реакция власти и станут ли подобные явления системными».
Андрей Медведев.
Именно поэтому военкор, ведущий «Адекват Z» предлагает реагировать на подобные ситуации максимально жестко: «что касается видео из парка «Патриот», где мордатый жлоб из мобилизованных под одобрительное гыгыканье толпы сначала кроет офицера матом, а потом и поднимает на него руку. Путь мордатого жлоба может и должен быть единственным: взятие под стражу, быстрое следствие, показательный суд, приговор, срок. Любые проблемы находящегося на подготовке подразделения, в том числе с интенсивностью и содержанием боевой подготовки, могут и должны решаться путем обращения либо по команде, либо, в самом крайнем случае, по тем каналам обратной связи, которых сейчас имеется великое множество, только руку протяни — от Минобороны до гражданских властей».
Согласен с этим и публицист Андрей Медведев: «при всем том, что я понимаю сколь обоснованно скорее всего мобилизованные высказывают претензии (качество их подготовки уже стало притчей), есть один момент. А именно то, в какой форме претензии были высказаны. И по моему глубокому убеждению, на это должна быть совершенно жесткая реакция — поведением мобилизованных, а также действиями офицеров по их подготовке должна заняться военная прокуратура и военная контразведка. Потому что с одной стороны налицо серьёзный проступок по отношению к офицеру, с другой преступная халатность самого офицера в подготовке подразделения и качестве дисциплины».
«Неофициальный Бессонов» при этом уточняет, что строевая подготовка, на которую жалуются мобилизованные, «лучший метод боевого слаживания, и это не только моё мнение. Строевая подготовка помогает толпе стать единым управляемым организмом. Поэтому строевая подготовка необходима».
А командир бригады «Восток» Александр Ходаковский пишет, что «государство объективно оказалось не готово к таким вызовам и пока собирается с мыслями.Что касается призывников, совершающих саботаж, то для них нужны штрафбаты — об этом я говорю ещё с марта».
Сергей Карнаухов.
Политолог Сергей Карнаухов считает, что это вопиющий случай: «Здесь сразу несколько вопросов. Первый, это готовность полигона и организация подготовки. Подобное разгильдяйство дискредитирует колоссальный труд десятков тысяч офицеров, развернувших блестящую работу на полигонах по всей стране. Но есть и другая часть проблемы. Как могло получиться так, что подобное отношение со стороны мобилизованного допущено в отношении офицера? Опущу тему того, что это уже законченный состав уголовного преступления. Вопрос в другом. Все взрослые люди, если ты недоволен, пиши рапорт, требуй, предложи свою помощь. То что мы видим в ролике, это поведение военного преступника. Все в этом строю, кто ржал над ситуацией, кто пускал дым в лицо офицеру, кто его толкнул, кто не предотвратил уголовные деяния должны быть привлечены к уголовной ответственности».