Силовики у нас по-прежнему очень возрастные, так что смены политики ожидать не приходится.
В экономическом блоке нового российского правительства особых изменений не произошло. Тот, кто ждал каких-то сенсаций, неожиданных кадровых назначений должен быть разочарован. Процесс сложно назвать иначе как «настройкой» — то есть не более чем уточнением по тем или иным позициям и должностям. В целом костяк остался прежним, начиная с премьера.
Итак, Михаил Мишустин не повторил судьбы Михаила Фрадкова, который после 3,5 лет работы был отправлен в отставку без внятных объяснений. Как я уже когда-то писал, между Мишустиным и Фрадковым множество совпадений – в одном возрасте стали во главе правительства, имели примерно схожий опыт, и были направлены на решение подобных задач. Да и внешне немало напоминали друг друга. Однако Фрадков надолго не задержался. Мишустин же весьма высоко себя зарекомендовал, за четыре года работы правительства, по сути, не было серьезной критики в его адрес, хотя с первых же месяцев перед ним возникли неожиданно серьезные задачи. Сперва борьба с ковидом, после — СВО со всеми вытекающими последствиями, начиная с экономической блокады и необходимости перестраивать промышленность и транспорт на военный лад.
Все эти проблемы Мишустин со своей командой успешно решили. Более того, после небольшого спада в 2022 году – понятно, что неизбежного, обеспечили с 2023 года экономический рост, особенно в реальном секторе. Народное хозяйство страны начало перестраиваться с экспорта энергоносителей на импортозамещение, рост промышленного производства, начиная с машиностроения. Жесткая необходимость диктует, где наращивание выпуска как в случае автомобилей или станков, где создание фактически заново отраслей промышленности, например, гражданского авиастроения или микроэлектроники.
Надо иметь в виду, что Михаил Мишустин по образованию инженер, по роду работы – специалист по ЭВМ, занимался решением компьютеризации налогового ведомства, после раскручивал работу в области кадастра. Так что решать проблемы в производстве, в том числе военном, ему не так уж непривычно, он технарь, а не финансист по своей сути.
Теперь его правой рукой в этом деле будет Денис Мантуров, повышенный до 1-го вице-премьера. Андрей Белоусов, который был 1-м вице до того, имел функционал был несколько другой, с упором на макроэкономику. А теперь первым замом станет «промышленник», хотя Мантуров по образованию вообще философ, а по первичному опыту — торговец оружием. Тем не менее, последние двенадцать лет он возглавлял Минпромторг, так что в глазах медийщиков он стал именно производственником. Его назначение показывает приоритеты в работе правительства – машиностроение, химия, электроника, ВПК, новейшие технологии, начиная с беспилотников. Встреча Владимира Путина с ним и Сергеем Чемезовым накануне назначения была знаковой.
Поднятие до уровня вице-премьера Виталия Савельева стало несколько неожиданным – ему уже семьдесят лет, тем не менее, он «питерский», из старых знакомцев президента. Он будет курировать ответственный блок вопросов – модернизацию Восточного полигона РЖД – то есть БАМа и Транссиба, а также железнодорожных веток к портам на Черном, Каспийском, Балтийских морях, и в Арктике. Кроме того, за ним будет поддержание гражданской авиации в исправном состоянии в условиях санкций, работа пограничных переходов, портов, сохранение танкерного флота России.
Дмитрий Патрушев сменил Викторию Абрамченко, которая себя как-то особенно не проявила на посту заместителя. Напротив, Патрушева весьма хвалили за достижения в сельском хозяйстве. Он полагался на свою «женскую» команду в министерстве – о чем мы недавно писали, и теперь ее представительница – Оксана Лут, возглавит Минсельхоз. Она чистый финансист, и все шесть лет была надежным тылом у Патрушева.
Расширяется функционал у Александра Новака, оставшегося вице-премьером. Теперь он помимо энергетики курирует макроэкономику. Что неудивительно – он по своей биографии и был чистой воды экономистом и финансистом, и работал по этому профилю и в Норильске, и в Красноярске, и в Москве в Минфине.
Остальные оставшиеся вице сохранили свои полномочия без изменений. Вопреки слухам не ушли в отставку Татьяна Голикова и Юрий Трутнев. Видимо, их опыт сочли на нынешнем этапе безальтернативным. Алексей Оверчук и Дмитрий Григоренко – люди из команды Мишустина, не мелькающие лишний раз в СМИ,но каждый из них выполняющий важную и очень доверительную работу. К Дмитрию Чернышенко тоже особых претензий все четыре года не было, но теперь у него забрали цифровую сферу, передав ее Григоренко, шаг несколько неожиданный, ведь Чернышенко как и Мишустин специалист по компьютерам. А, может быть, именно поэтому и было принято такое решение, премьер через Григоренко и будет контролировать сферу IT.
В министры пополнение пришло в основном из губернаторского корпуса – знаковое решение, пребывание в провинции как ступенька в успешной карьере. Курский губернатор Роман Старовойт стал министром транспорта. Он до ухода в Курск много лет возглавлял дорожное ведомства, отвечал за строительство Крымского моста. Но последние шесть лет он не был связан с отраслью. Его назначение можно считать поощрением за успешную работу губернатором в прифронтовом регионе. Михаил Дегтярев изХабаровска возглавил Минспорт, решив задачу на Дальнем Востоке – успокоить вверенный край, после ареста Фургала, но, конечно, по всей своей биографии он не крупный чиновник, а скорее, пиарщик. А спортивное ведомство — как раз его уровень, благо в Думе до назначения в Хабаровск возглавлял профильный комитет.
Антон Алиханов, предложенный на Минпромторг, работал в данном ведомстве до Калининграда. Он самый молодой из будущих министров, и карьера его являлась стремительной, что в общем-то, не очень хорошо, человек не должен взлетать, а постепенно проходить все ступени. С другой стороны, восемь лет он на Балтике в условиях изоляции региона от остальной России отработал, так что опыт выживания получил. Правда, Калининградская область не имеет крупного производства, тем более оборонного, а ведь именно ВПК станет основным направлением его деятельности. Конечно, какие-то заводы при нем открывались, в том числе «Росатом» заложил там крупное производство аккумуляторов, так что в целом представление он имеет о том, как функционирует промышленность.
Сергей Цивилев, напротив, самый возрастной из министров экономического блока. После шести лет в Кемерово, он возглавит Минэнерго. У него опыт в основном угольный, что в бизнесе, что в регионе. Тогда как энергетика в России это в основном про нефть и газ. Но у Цивилева мощная политическая поддержка с самого верха. Кроме того, его возвращение в Москву было необходимо ввиду новых занятий его жены – Анны, которая возглавляет фонд «Защитники Отечества», и управлять им из Кемерово весьма неудобно.
Так что открывается четыре новых губернаторских вакансии, и в областях весьма интересных, посмотрим — кто будет туда назначен и по какому принципу? Подведем итог, президент правительством и премьером в целом доволен, поэтому изменения косметические, непринципиальные. Что ждать от кабинета – понятно, сенсаций и неожиданностей в его политике не предвидится.
Теперь о силовом блоке. Там два знаковых кадровых решения, точнее, три. Отставка Сергея Шойгу и его переход на место Николая Патрушева в Совбезе, и приход в Минобороны Андрея Белоусова.
Сергей Шойгу старожил во власти. Он еще член силаевского кабинета образца 1991 года, хотя его должность тогда министерской и не называлась. Его история – это история про то, как можно тридцать лет работать на авторитет и имя, и в короткое время их если не утратить, то подорвать. Двадцать лет во главе МЧС он непрерывно наращивал позитив у своего имиджа успешного спасателя, главного по катастрофам в России. Затем почти десять лет он имел высочайший рейтинг одобрения как министр обороны. Придя после крайне непопулярного Анатолия Сердюкова, он поднял престиж министерства, приостановил «ненужные» реформы, и провел «нужные». Его действия в Крыму, Сирии, Карабахе, Казахстане были успешными. СМИ расхваливали Шойгу на все лады. Армия стала тем институтом государства и общества, которому доверяли едва ли не больше всего.
Шойгу был отлично приспособлен к своей работе — гигантский руководящий опыт, стремительная, но заслуженная карьера в строительстве, в том числе, возведение крупнейших заводов в Сибири – это важно для понимания как работает промышленность. Создание в полном смысле с нуля целого министерства (в котором имелись свои воинские части), и раскрутка его как образцово-показательного. Успешное участие в политических проектах. Давнее пребывание в высших эшелонах власти. Решение дипломатических задач. И в конце концов, пусть полугодовой, но опыт руководства важнейшим регионом страны – Московской областью. Десять лет казалось, что в России не бывало никогда еще столь удачного министра обороны.
Но СВО обнулила прежние заслуги. Она выявила немалые проблемы в российской армии. Шойгу резко критиковали в телеграм-каналах. Он честно пытался исправить ситуацию, мотался по военным заводам, выезжал на фронт. Снабжение удалось более-менее наладить. Россия отбила «контрнаступ», и сама перешла в наступление. Но все равно, расслабляться еще нельзя.
Приход же на его место Андрея Белоусова кажется сенсацией, настолько он неожиданен. Белоусов до 47 лет ничем серьезным не руководил, не считая лаборатории в институте и своей консультационной группы. Да, он получил серьезный бюрократический опыт на больших постах в правительстве. Семь лет работал помощником президента, год был министром экономики, четыре с лишним года — 1-м вице-премьером. Но это все больше имеет отношение к аппаратной жизни. В реальной экономике он ни дня не работал.
Поэтому трудно сказать, насколько успешным министром обороны он окажется. В его пользу говорит поддержка президента, который его давно знает, и с которым он работает рука в руку с 2008 года. Против — возраст, все-таки, 65 лет. Понятно, что это не будет министр как Шойгу, который глубоко влезал в собственно военные дела и носил форму не случайно. Белоусов на фронт вряд ли станет выезжать и принимать доклады генералов и офицеров у карты. Это такой чистой воды технократ, наподобие американских министров обороны. Его главная задача – контроль за финансами, экономическая эффективность, отслеживание и внедрение новейших технологий в оборонке. И понятно, что в условиях военного времени значимость Белоусова — министр обороны выше Белоусова — 1-го вице-премьера. Помнится, Чубайс еще в 2014 году называл Шойгу фактическим вице-президентом, настолько стал важным пост министра военного ведомства.
У нас уже назначали финансиста главой Минобороны — Сердюкова. Получилось в итоге не очень, пришлось вызывать на спасение Шойгу. Теперь ситуация повторяется. Но гадать не будем, возможно всякое. Посмотрим через полгода первые результаты для выводов.
И пара слов о Совбезе. Патрушев-старший, после назначения Патрушева-младшего вице-премьером оставаться во власти не мог по этическим соображениям. Посмотрим, куда его теперь назначат, несмотря на свои 73 года на пенсию он явно не собирается. Шойгу состоит в Совбезе с 1994 года, то есть тридцать лет. Так что ему там все знакомо, и работа труда не составит. Думается, этот пост будет для него не синекурой, он сохранит большое влияние, и останется в ближнем круге. В целом в силовом блоке замен еще меньше чем в экономическом, силовики у нас по-прежнему очень возрастные, так что смены политики ожидать не приходится.
Последние новости России на сегодня читайте здесь, на БлокнотРУ
#Россия
#Новости
#Новости России
#Блокнот новости России
#Россия новости
Свое мнение о новостях России можно и нужно публиковать в комментариях ниже