Собственно, это и есть день рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь, вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками…
День Святого Духа, Духов день – 13 июня в 2022 году – православный христианский праздник в честь Святого Духа, который празднуют на 51-й день после Пасхи. Духов день празднуется в память о Святом Духе, сошедшем на учеников Христовых, чтобы они могли проповедовать всем о Сыне Божьем, о Его страдании за нас о воскресении мертвых. Именно с этого момента на земле началось установления Церкви Христовой, поэтому Духов день так важен для христиан. Святой Дух един и не разделим с Богом Отцом и Богом Сыном, Духов день посвящен искренней и всеобъемлющей вере в Господа.
День Святого Духа, Духов день в 2022 году
“Надо же – в такую рань и уже так пьяны”, — услышали апостолы в день Пятидесятницы от иерусалимской толпы. В тот день они действительно вели себя странно.
Как будто позабыв родной арамейский язык, они издавали какие-то странные звуки, которые можно было бы принять за иноплеменные языки, но всем в Иерусалиме было известно, что ученики Иисуса весьма далеки от книжности и учености. В их глазах и жестах, словах и интонациях слышалась необычная сила и решимость (а в Иерусалиме все помнили, что именно этих качеств и не проявили спутники Иисуса в ночь Его ареста).
На их лицах была такая неудержимая веселость (но жители святого Града хорошо помнили этих людей потерянными и рыдающими – еще и двух месяцев не прошло, как убили их учителя, а вместе с Ним все их надежды). И совсем не вязалась эта их внезапная радость с теми скорбными воспоминаниями… Нет, конечно, так повлиять на этих, в общем, вполне благочестивых и сдержанных людей могло только чрезмерное усердие в заливании вином своего горя…
Но, как нередко бывает, умудренная житейским опытом толпа оказалась неправа. Вино любого качества и количества не может проникнуть в ту глубину человеческого сердца, откуда исходила апостольская радость в день Пятидесятницы. Человек, созданный Духом Творца по образу Создателя, непостижим и сложен. И в каждом есть такие потайные кельи, куда даже он сам не может проникнуть.
Есть в человеческой душе такие потайные струны, извлечь из которых звук не может ни сам человек, ни что-либо иное, прикасающееся к ним из обыденного нашего мира. Те струны, которые изначала вложил в нас Бог, чтобы зазвучали они в полную и радостную силу при нашем возвращении в Отчий дом. Иногда доносящийся с нашей горней отчизны ветерок заставляет их слегка откликаться – и тогда рождаются стихи Пушкина и музыка Рахманинова…
Тогда даже в душе человека, который зачем-то пробует самого себя убедить, что души у него в общем-то и нет и быть не может, – рождается радостное ощущение, что мир не сводится к хаотическому сцеплению мертвых атомов. И со временем это ощущение крепнет, перерастает в “постоянное чувство, что наши здешние дни это только карманные деньги, гроши, звякающие в темноте, а где-то есть капитал”, с коего можно уже при жизни “получить проценты в виде снов, слез счастья, далеких гор” (Владимир Набоков).
Но происшедшее с апостолами в тот День, было больше, чем обыкновенное чудо. Впервые этих струн коснулось не эхо и не ослабевший ветерок, но рука самого Художника Мироздания. От начала в каждом человеке есть горница, о которой сказано Христом: “Мы придем к нему и обитель у него сотворим”. И вот теперь, после того, как Сын Божий вырвал человека из под власти смерти, после того, как Кровь Христа очистила его от скверны, Троица входит внутрь человека: человек стал жилищем Духа.
Собственно, это и есть день рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь – вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками. Когда Он в ночь Своих страданий предлагал апостолам Чашу Нового Завета – вокруг Него были те, кого Он отныне называет уже не “рабами”, но “братьями” – и однако, и это еще не было Церковью. Когда Он воскрес – и тогда они еще не поняли, какое значение для их собственных жизней и душ имеет тот факт, что их Учитель покинул Свою могилу. Но вот в день Сошествия Святого Духа они стали Церковью.
Отныне – один и тот же Дух живет в Предвечном Сыне Божием и в них самих. Отныне они сами – Тело Христово… Теперь не извне, не как ученики или наблюдатели. Они знают тайну Сына Божия. Теперь – это их собственная тайна, точнее, теперь – это уже таинство их собственной жизни.
Теперь они могут исполнять завет Любви не потому, что им так наказали, не из послушания или из страха. Теперь в них самих дышит та самая Любовь, что некогда зажгла солнца и светила. Христос оставил после себя не нравственные прописи и не сборник писаний. Пожалуй, нельзя даже сказать, что Он оставил после себя учеников. С людьми Он навсегда оставил на земле Самого Себя, Свое Божественное естество, хотя Свою человеческую природу Он вознес на небеса.
Он Дух Свой оставил в мире человеков, Он оставил – Церковь. Ту Церковь, тайну бытия которой замечательно раскрыл русский славянофил и богослов прошлого века Алексей Хомяков, увидевший в Церкви единство людей, свободно приемлющих Божественную благодать.
Итак, сегодня – наш День Рождения.
В этот День апостолы говорили из той глубины сердца, что тоскует о Слове и жаждет Духа в каждом человеке. Поэтому их слова были понятны всякому, в ком жила эта жажда, независимо от того, на каком наречии он обычно изъяснялся.И поэтому такие слова были непонятны тем, кто привык жить на поверхности. Чудо Пятидесятницы не имеет отношения к лингвистике. Апостолы говорили не на еврейском или греческом языке, не на татарском и не на русском. Они говорили просто – на человеческом языке.
Вот на этом языке и приходится нам учиться говорить всю нашу жизнь. И грамматической ошибкой здесь является грех, холодность и отчужденность. Здесь легко запутаться в спряжениях и согласованиях. Как сопрягаются, например, наши правды и единственная Истина? “Я затосковал в своих маленьких правдах и захотел Истины”, – так однажды сказал о себе один вполне преуспевающий молодой журналист, друг Марины Цветаевой и наследник громкого аристократического имени. Он ушел на Афон и вместо титула “князя Шаховского” приобрел имя “монаха Иоанна”. Он верно разобрался в грамматике бытия.
А только что мы были свидетелями и участниками как будто незаметной, но тем более опасной ошибки.
За десять дней до Троицы праздновалось Вознесение Господне. И это был 40 день убийства монахов Оптиной пустыни. Я думаю, в этом году не произошло и не произойдет события, которое вызвало бы больший отклик в народной совести России. Люди, приезжающие в Оптину, уже просят прежде всего показать дорогу не к могиле преподобного старца Амвросия, а к свежим холмикам новомучеников.
Но в этот, сороковой день, когда по традиции Церкви творится самая значимая память об усопших, в Оптиной пустыни было пусто, греховно пусто… Было несколько сот обычных паломников. Было несколько человек, приехавших в Оптину специально, чтобы принять крещение (а это – признак истинно святой кончины убиенных: их смерть стала для других людей призывом ко вхождению в Церковь). Приехал Борис Костенко, бывший и на Пасху в Оптиной, и, снявший светлый и человечный фильм о происшедшем.
Но не было ни одного приезжего монаха, епископа, священника, семинариста (были, правда, студенты недавно созданного Российского Православного Университета)… Так же как не было завсегдатаев “патриотических” митингов, участников гневных пресс-конференций о “разгуле сатанизма”. Тех, кто громче всех демонстрировал свое возмущение убийством, требовательнее всех призывал к ответу и намекал на то, что при нынешнем “режиме” иначе и быть не может.
Они использовали смерть монахов как козырь в своем политическом пасьянсе – но так и не приехали к их могилам…
Это и есть та ошибка, от которой нас должен был бы уберечь дар Пятидесятницы. Боль человека и веру Церкви не стоит использовать как пособие в слишком земных играх… Когда Авраама Линкольна пригласили помолиться о том, чтобы Бог взял сторону северян в гражданской войне, Линкольн ответил: Гораздо более важно, чтобы северяне молили Бога о возможности всегда быть на стороне Бога”.
Помолимся же и мы сегодня, чтобы Россия стала на сторону Бога – Распятого ради нас и Воскресшего.
Ошибки же в духовном правописании мы делаем и видим слишком часто. Например, когда духовные дары желаем поставить на обслугу наших житейских интересов. Когда заходим в храм, чтобы испросить экзаменационную оценку повыше, пенсию побольше, болезней чуть-чуть поменьше. Любое молитвенное прошение – благо. Но Дух-то не может сойти на зачетную ведомость или пенсионную книжку. Он может войти только в сердце. Вот это сердце и просит Творец у человека: “Сыне, дай Мне твое сердце!”. Это не от ревности или суровости Бога. Просто у Него есть только один Дар, который Он может подарить нам: Самого Себя. Сможем ли мы вместить?
А если, вспомнив о Боге, мы попросим: да, конечно, Ты нам нужен, и, когда я попробую полюбить Тебя, но сейчас мне очень срочно нужно во-о-от это – мы сделаем ошибку. Ту ошибку, от которой нас должен был бы уберечь дар Пятидесятницы.
В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью »ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он – источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, »кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца. Святой Афанасий говорит: »Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит». Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин.15,26). Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.
Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф.7,17). Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, »любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галат.5,22-23).
Приметы на Троицу и Духов день
С Троицей и Днем Святого Духа в народе связаны многие суеверия, часть из которых зиждется на языческих представлениях о празднике начала лета, часть касается наблюдений за природой и связана с урожаем:
- Если на Троицу пройдет дождь – будет хороший урожай, а если жаркая погода — быть засухе;
- Сорванная после дождя на Троицу трава приносит счастье;
- Какая погода случится на Духов день – такая и продержится еще шесть недель;
- Лето и осень будет теплыми, если в Духов день пройдет дождь;
- Помолвка в семиковую неделю сулит молодоженам счастье. Свадьбу в таком случае следует играть на Покров;
- Скатерть, которой покрывали стол на Троицу, нужно сохранить: если покрыть ей стол при сватании жениха, то брак будет крепким, а деньги в семье не переведутся;
- Сохранить стоит и праздничный каравай: если съесть сухари на свадьбе, то семья не будет знать ни разлада, ни измен;
- Если утром на Духов день бросить в колодец монетку, а затем умыться колодезной водой, то здоровье навсегда останется крепким;
- Для избавления от нечистых сил во дворе нужно поставить укрытый белой скатертью стол с хлебом и солью: злые силы отведают угощение и больше не будут беспокоить домочадцев;
- Добрая примета также – пройтись босиком рано утром по мокрой от росы траве.
Что нельзя делать в Духов день?
Народная молва связывает с Днем Святого Духа разнообразные запреты:
Нужно отметить, что, несмотря на запрет домашней работы, заниматься приготовлением пищи все же позволяется. Можно также окроплять себя водой, но купаться нельзя. Неделю после Троицы не стоит ходить на речку – поскольку там будет резвиться нечисть: русалки и лешие.
Ходят ли на кладбище в Духов день?
Согласно точке зрения официальной церкви, для походов на кладбище в православии есть специально отведенные для этого родительские субботы. В крупные церковные праздники посещать кладбище не рекомендуется. Обыкновенно православные ходят на кладбище в Троицкую родительскую субботу, которая отмечается непосредственно перед Троицей. Троица – день для живых, поэтому печаль и горе лучше не поминать.
Посещать кладбище на следующий за Троицей Духов день, тем не менее, не воспрещается: более того, поминать усопших в это день можно и нужно, если покоятся они на чужой земле. Нужно при этом иметь в виду, что поскольку копать землю в этот день не полагается, и ухаживать за могилами нужно очень осторожно или перенести эти работы на другое время. В Духов день души покойных приходят на землю и находят пристанище березовых ветвях, которые хозяева дома предусмотрительно воткнули в наличники окон или поставили на божницу.
И в Духов день, и в Троицкую субботу позволено поминать добрым словом даже покончивших собой.
Можно ли стирать в Духов день?
Запрет работать в православные праздники церковь объясняет тем, что красные дни календаря верующий должен посвятить себя:
- Почитанию великих библейских событий;
- Посещению церкви;
- Изучению Слова Божьего.
В эти дни человек должен отложить все дела. Неповиновение этому правилу считается грехом.
Стирать в День Святого Духа, равно как и на Троицу, строжайше запрещено. С точки зрения народных поверий, этот запрет объяснялся выходом к рекам леших, русалок и прочей нечисти, где раньше и стирали вещи. Кроме того, считалось, что уборка и, в частности, стирка, смоет из дома счастье. Все это, однако, относится к области суеверий и полуязыческих поверий; православная церковь никаких определенных разъяснений на этот счет не дает.
Сегодня это суеверие распространяется даже на стиральные машины.Один из центральных праздников в православном христианстве – День Святого Духа, передает 1rre.ru. Что нельзя делать в этот день, во многом определяется народными предрассудками, никак не связанными с христианской верой. Гораздо важнее то, что делать нужно – помнить о великой вере, объединившей всех христиан в этот знаменательный день.
Если в праздник Святой Троицы женщины не успевали собрать лечебных трав, то в Духов день они исправляли это. Ведь, согласно поверьям, в этот праздник все травы не теряют своей особой силы, и способны также вылечить, как травы, собранные на Троицу.
Так как Духов день — крепко связан с язычеством, то даже после принятие христианства наш народ пытался задобрить злых духов. Для этого женщины выходили в лес, к реке и развешивали везде старую детскую одежду. При этом считалось, что если встретить русалку, то в таком случае есть огромный шанс обрести богатство и достаток, однако есть и риск и заполучить на свою голову беду и несчастье. Ведь вместе с тем существовало поверье, что русалки могут защекотать до смерти, или же увлечь с собой в хороводе. Особенно опасаться следовало девушкам и детям, поэтому на Русальей неделе их в лес не пускали.
Также повсеместно в этот день было принято кормить землю. Для этого женщины выходили в поле, стелили покрывало и устраивали трапезу. Если этот обряд совершить, то, по мнению наших предков, весь год будет хороший и богатый урожай. А часть еды либо разносили по разным частям поля, либо старались закопать немного еды, приговаривая: «Земля-именинница, дай нам урожай».
Колодец, который был освящен постоянно посещали в течение дня. Умывались, оставляли поминальную еду, бросали монету и молились. Таким образом, в древности на Руси пытались смыть с себя все грехи и очиститься.
После храма, многие торопились на кладбище, чтобы украсить ветками березы могилы. Там также устраивали трапезу. Однако всю оставшуюся еду домой не забирали, а оставляли на кладбище.
Праздник завершался символическим погребением Костромы, на роль которого чаще всего брали молодую девушку. Её облачали в белую одежду, а затем укладывали на доски, после чего несли девушку к реке и проводили обряд «пробуждения». Затем все вместе купались и устраивали гуляние. Этот обряд символизировал то, что Кострома после смерти воскресает и дарует плодородие и хороший урожай.
Приметы и поверья на Духов день
Наши предки верили, что ни в коем случае в этот день нельзя было смотреть на свое отражение в воде. Это может привести к тому, что девушка или парень могли потерять свою настоящую любовь. Если этот праздник был дождливым, то, по приметам, последующие шесть недель тоже будут такими же.
В этот день, отправляясь набрать воды, всегда говорили «пошла по воду». Если же сказать «пошла за водой», то можно легко утонуть.
Также верили, что русалки и русалы, которых в этот день можно встретить, это люди, которые умерли раньше своего времени или же покончили жизнь самоубийством.
На Духов день все умершие собираются у берез или же восседают на их ветках. Возможно, по этой причине символом этого праздника назначили березу.
Так как наши предки считали, что у земли в этот день именины, то работать, шить, сеять, копать запрещалось.
А чтобы уберечься от злых духов, в древности в этот день носили пахнущие растения, такие как полынь, чеснок или лук.
Какая погода будет на Духов день, такая же ожидается и на все лето.
А вот гроза и молния в этот день — хороший знак, ведь таким образом земля прогоняет злых духов, ведь издревле считается, что именно огнем можно от них избавиться.
Несмотря на то, что русалка — воплощение злого духа, которого нужно опасаться и боятся, все же с ней связана и хорошая примета. так, в старину верили, что где ступить нога русалки, там будет богатый урожай пшеницы и ржи.
Также раньше говорили: «Не доверяй теплу до самого Духова дня.»
А вот бегать в этот день нежелательно было — можно убежать от своей судьбы. А вот, чтобы приблизить встречу с счастьем, на Духов день нужно было пройтись утром босиком по росе.
Гадания в Духов день
Гадание с венками в этот день были также актуальными. Поэтому девушки не упускали возможности погадать на реке. Для этого они пускали венок по реке:
- если он утонул, то быть беде и девушка вскоре сильно заболеет;
- если пристал к берегу, то в этом году она выйдет замуж;
- если венок уплыл далеко, то девушка скоро встретит крепкую и долгую любовь.
Также девушки пытались узнать с помощью гаданий о том, с какой стороны ей ждать любимого. Для этого они кружились в этот день, кто в какую сторону упадет, оттуда и ждать свою судьбу. Или же разбрасывали обломки старого плуга — в какую сторону упадет, с той и ждать ей любимого.
Также незамужние молодые девушки за несколько дней до праздников завивали березу, а уже на Троицу или Духов день приходили развивать. Если за это время ветви завяли, то скоро девушка заболеет или её ждет беда, если же ветки свежие, то девушку ждет удача, радость и везение в этом году.
<!—