«От мыслей голова раскалывается» — оказывается, это не просто выражение. Ученые из Американской психологической ассоциации пришли к выводу, что умственное напряжение часто связано с неприятными чувствами, такими как стресс и раздражение. И это расходится с утверждением о том, что сложные мыслительные процессы могут доставлять удовольствие.
Авторы провели метаанализ 170 исследований, включавших 4670 участников из 29 стран, чтобы изучить, как обычно люди ощущают умственные усилия. Среди добровольцев были представители самых разных профессий и возрастов: врачи, военные, спортсмены-любители, студенты. В общей сложности участники выполнили 358 различных когнитивных задач. Например, нужно было изучить новую технологию или сориентироваться на местности, научиться ударам в гольфе или освоить игру в виртуальной реальности.
Во всех испытаниях участники сообщали об уровне приложенных ими усилий, а также оценивали степень испытанных неприятных чувств, таких как фрустрация, раздражение, стресс или досада. В итоге чем больше приходилось прилагать умственных усилий, тем больше дискомфорта испытывали добровольцы.
При этом авторы сделали интересное открытие: азиаты легче переживали умственную нагрузку, чем жители Европы и Северной Америки. Это может объясняться тем, что старшеклассники в азиатских странах обычно тратят больше времени на школьные задания, чем их европейские или американские сверстники. Поэтому они еще в раннем возрасте приучаются выдерживать более высокие уровни умственной нагрузки.
Но почему, если человеку не нравятся сложные умственные задачи, он все равно их выполняет? Зачем, к примеру, миллионы людей мучатся, играя в шахматы?
«Люди могут узнать, что, прикладывая умственные усилия в некоторых конкретных видах деятельности, они, скорее всего, получат вознаграждение. Если преимущества шахмат перевешивают издержки, люди могут выбрать эту игру и даже сами заявить, что она им нравится», — говорит ведущий исследователь доктор Эрик Бейлевельд.
Иными словами, люди часто берутся за сложные задачи ради вознаграждения, а необязательно потому, что им нравится умственное усилие. Они хотят денег, славы, общественного признания или одобрения.
«Менеджеры часто поощряют сотрудников, а учителя поощряют студентов прилагать умственные усилия. На первый взгляд кажется, что это работает хорошо. Люди часто выбирают умственно сложные виды деятельности — кажется, что они любят усиленно думать. Но наши результаты показывают, что это ложный вывод. В целом люди действительно не любят прилагать умственные усилия», — говорит доктор Бейлевельд.