Генштаб Украины ждал семь лет, чтобы раскрыть провалившийся план защиты Крыма

Виктор Назаров. Фото: YouTube

По словам первого замначальника главного оперативного управления Генерального штаба ВСУ Виктора Назарова, у Киева был реальный шанс удержать полуостров.

Первый заместитель начальника главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных сил Украины Виктор Назаров заявил, что в 2014 году, после воссоединения Крыма с Россией, официальный Киев всерьез собирался начать войну за полуостров.

По его словам, разрабатывались планы «силового вмешательства» в ситуацию с захватом аэродромов и «прочих стратегических объектов» для их удержания. При этом Назаров признает, что сформулированная им задача была очень сложной и «вряд ли могла быть выполнена на 100%», но при этом «была реальна».

Этот план, как утверждает представитель украинского Генштаба, был рассмотрен силовым ведомством, но потом отвергнут. Соответствующее решение принял тогдашний главнокомандующий ВСУ Михаил Куцин, сославшись на «напряженность ситуации».

Военный эксперт Александр Жилин, комментируя заявление Назарова о событиях семилетней давности, высказал мнение о том, что украинские власти тогда были поражены «параличом воли», который и помешал им активно противодействовать разворачивавшимся событиям.

«Офицеры и генералы были ошеломлены происходящим. И той элегантностью взятия под контроль всех объектов одного за другим вежливыми людьми», — отметил эксперт, напомнив, что тогда же «были развернуты различные комплексы обороны, в том числе «Бастион», и это гасило многие необдуманные порывы на корню.

Жилин подчеркнул, что морскую пехоту и пограничников удалось «разоружить без единого выстрела», потому что «была продемонстрирована решительность».

«На тот момент ни боевой готовности, ни элементарных навыков к ведению реальных действий, которые есть в действующей армии— ничего этого не наблюдалось. Были признаки распада и бардака. Сложилось впечатление, что Россия вернет Крым без единого выстрела», — описывает военный эксперт ситуацию на Украине в 2014 году.

К заявлению Назарова Жилин отнесся весьма скептически: по его словам, никакой даже символической подготовки к силовому ответу с украинской стороны зафиксировано не было, и «в большинстве частей никто даже не удосужился усилить боевое охранение». Эксперт считает, что Киев получил отмашку из Вашингтона и прекратил сопротивление, даже не начиная его.

Также Жилин придает большое значение в мирном урегулировании сложившейся тогда ситуации информационной политике российских военных: они, по его словам, сумели донести до крымских коллег обещание приема на службу в ВС РФ, где «условия будут лучше по всем параметрам».

На днях политолог Сергей Станкевич рассказал «Блокноту», что Киев затевает эскалацию конфликта в Донбассе и рассчитывает вовлечь туда и Крым. Суть киевского сценария — в том, чтобы избавиться от «минского процесса» и «нормандского формата». Это наследие рассматривается Киевом как сковывающий и токсичный капкан, изматывающая привязка к «неисполнимым» обязательствам по формуле «статус – амнистия – выборы – граница», пояснил эксперт.

В декабре 2020 года глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил о готовности продолжить на международном уровне рассматривать статус полуострова в рамках недавно созданной «Крымской платформы». «Тема Крыма должна быть адской темой для России, а не священной, и мы ее такой сделаем», — отметил глава украинского внешнеполитического ведомства.