—>
Нур-Султан продолжает отдаляться от России в сторону Запада
Отношения России и Казахстана переживают сразу ряд испытаний. Однако политически, как утверждают власти, Нур-Султан по-прежнему остается союзником Москвы. Как сообщил глава кремлевской пресс-службы Дмитрий Песков, стороны находятся в постоянном контакте.
Однако в отношениях двух стран, похоже, не так все гладко. Казахстан практически с самого начала специальной военной операции максимально отстранился от поддержки России по Украине – он выбрал нейтралитет и фактически отказался помогать России обходить западные санкции.
В начале июля министерство финансов Казахстана опубликовало для общественного обсуждения проект приказа, по которому будут соблюдаться санкции на поставки отдельных товаров в Россию.
Токаев удержался у власти в январе именно благодаря России
Позднее Казахстан и Россию внезапно расколол и нефтяной вопрос. Президент Касым-Жомарт Токаев предложил странам Евросоюза заменить казахстанской нефтью российскую. По его словам, «Казахстан мог бы внести свой вклад, играя роль своего рода «буферного рынка» между Востоком и Западом, Югом и Севером».
Вскоре после прозвучавшего заявления суд Новороссийска постановил остановить работу морского терминала «Каспийского трубопроводного консорциума» (КТК) на 30 суток для устранения экологических нарушений – в частности, там Ространснадзор нашел «несколько документарных нарушений по ликвидации аварийных разливов нефти».
Для понимания: именно через КТК проходит примерно две трети казахстанского нефтяного экспорта в Евросоюз.
Казахстан фактически оказался между двумя центрами силы, что ограничивает возможности баланса и лавирования для его руководства, пояснил «Блокноту» доцент кафедры государственного и муниципального управления РУДН Владимир Иванов.
Во время январских беспорядков Казахстану помогали российские миротворцы
По его оценкам, для Казахстана дальнейшие действия по разрушению союзнических отношений с Россией будут связаны с колоссальными экономическими издержками и чреваты высокими политическими рисками.
«Это в полной мере относится к заявленному решению Казахстана проложить альтернативные маршруты для поставки нефти в обход России как ответу на приостановку Каспийского трубопроводного консорциума. Таким образом, политическое руководство Казахстана сталкивается с ситуацией, при которой можно гарантированно потерять очень много уже сейчас в обмен на неясные долгосрочные перспективы западной поддержки», — указал Иванов.
Ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Михаил Нейжмаков заявил «Блокноту», что вряд ли Россия ожидала от Казахстана признания ДНР и ЛНР – не будем забывать, что на такой шаг до сих пор не пошел ни один из партнеров Москвы по ОДКБ и ЕАЭС, включая Белоруссию.
«Заявление сначала первого замглавы Администрации Президента Казахстана Тимура Сулейменова, а потом и самого Касым-Жомарта Токаева о намерении соблюдать западные санкции в отношении России также были вполне ожидаемы. Если закрытые договоренности между Москвой и Нур-Султаном о возможности обхода санкций существуют (а это не исключено с учетом реплики Токаева про «очень сложную деликатную работу» в данной сфере), обеим сторонам выгодно не подтверждать их публично. Наконец, довольно резкая реплика президента Казахстана, что представляемая им страна не должна «вечно служить и кланяться в ноги России» в благодарность за помощь ОДКБ в период беспорядков в январе 2022 года, была произнесена в его июньском интервью телеканалу «Россия 24» и, вполне возможно, согласована с Москвой», – указал Нейжмаков.
По его словам, как показывает мировой опыт, главам государств и правительств, как правило, выгоднее не акцентировать внимание на внешней помощи, которую они получили в ходе внутриполитических кризисов. «Можно предположить, что Кремлю важнее не постоянные публичные выражения благодарности по этому поводу со стороны руководства Казахстана, а соблюдение Нур-Султаном вероятных закрытых договоренностей, которые были достигнуты на фоне январских событий. Конечно, санкционный кризис является одним из вызовов для отношений двух государств, но и возможности для прагматичного диалога между Москвой и Нур-Султаном явно не исчерпаны. По ситуации с КТК не стоит спешить с выводами. Не будем забывать, что по нему транспортируется нефть и с российских месторождений», – подчеркнул эксперт.
Как ранее сообщал «Блокнот», Казахстан продолжает дистанцироваться от России, но инициатором разрыва добрососедских отношений выступает отнюдь не наша страна. ТПрезидент республики Касым-Жомарт Токаев заявил, что его страна ничем не обязана России за проведенную в январе операцию ОДКБ по восстановлению конституционного порядка в Казахстане. По его словам, люди, которые считают иначе, сильно заблуждаются. И это при том, что большинство миротворцев, прибывших в охваченный огнем Казахстан, были как раз из России.