Избавился от зятя за $50 тысяч: московского профессора подозревают в заказе убийства

Александр Кибальченко. Фото: ГУ МВД по Москве

Адвокат ученого утверждает, что подозреваемый просто попросил знакомого пообщаться с бывшим зятем и убедить его подписать разрешение на вывоз внуков за границу.

Крайне запутанное дело об убийстве расследует СУ СКР по Москве: жертва — 43-летний программист Тимур Зайниев, подозреваемый — 63-летний доктор технических наук Александр Кибальченко, разработчик систем для космического корабля «Буран» и отец экс-супруги Зайниева.

«Комсомолка» пишет, что ученый якобы заказал бывшего зятя из-за проблем, которые тот создавал его дочери. Впрочем, версий много, и каждая из сторон в этом деле продолжает стоять на своем.

Тимур Зайниев был убит 4 марта 2021 года. Его похитили средь бела дня по пути к дому на северо-западе столицы.

Четверо мужчин подъехали к нему на сером Volkswagen, выскочили, схватили, повалили в сугроб, несколько раз ударили и начали заталкивать в салон своей машины. Рядом притормозил проезжавший мимо водитель-очевидец, но похитители объяснили ему, что это полицейская спецоперация по задержанию преступника. Он поверил и уехал.

Зайниев, продолжавший сопротивляться, получил удар электрошокером и обмяк. Злоумышленники погрузили его на заднее сиденье и уехали. Как будет установлено позже, через считаные минуты Тимура убьют — прямо в салоне автомобиля.

Похищение мужчины попало на видеокамеры, установленные неподалеку от его дома.

Полиция, начав розыски, вскоре вышла на подозреваемых — они были задержаны в квартирах в разных районах Москвы. Труп Зайниева оказался спрятан в гараже под Красногорском в Московской области.

Задержанные признались в убийстве, но заявили, что это был несчастный случай: они якобы везли программиста на некий «разговор», но тот по пути начал активно сопротивляться, кричать и пытаться на ходу открыть двери, поэтому его пытались усмирить и нечаянно задушили. В избиении Зайниева мужчины признаваться отказывались, утверждая, что лицо у него разбито, потому что он «сам ударился».

Вскоре под давлением собранных следствием доказательств похитители рассказали, что действовали по заказу: за 50 тысяч долларов на четверых киллеры должны были устранить Зайниева и избавиться от тела. На основании этих показаний был задержан бывший тесть жертвы — авторитетный ученый Александр Кибальченко. По слухам, просочившимся в СМИ, его якобы «сняли» с поезда, которым подозреваемый намеревался уехать за границу.

Кибальченко — известный в научных кругах изобретатель, владелец десятков патентов на авторские технические разработки. В 1980-х годах он, будучи инженером в Центральном научно-исследовательском институте машиностроения, участвовал в разработке бортовых систем для космического корабля «Буран», а в 90-х стал преподавателем в МГУТ им. Баумана — и одним из самых молодых профессоров в истории российского высшего образования (ему тогда было немногим больше 30 лет).

Мотив, который следствие приписывает подозреваемому, — личная месть. Дочь Кибальченко Виктория развелась с Зайниевым пять лет назад, но все эти годы между ними продолжались судебные тяжбы об опеке над детьми, по имущественным вопросам и т.д.

Избавился от зятя за $50 тысяч: московского профессора подозревают в заказе убийстваТимур Зайниев

Адвокат Зайниева рассказал, что жена Тимура сама инициировала развод, потребовала раздела имущества (московской квартиры, дачи и мебели) и опеки над детьми, а потом начала подавать на бывшего мужа судебные иски по разным поводам, включая защиту чести и достоинства.

«Я последний раз видел ее на заседании года два назад. Она подала иск к матери Тимура Зайниева, которая якобы в частном разговоре сказала кому-то, что Виктория плохая хозяйка», — привел пример юрист. По его словам, Виктория проявила мелочность, включив в список имущества даже старый компьютерный стул за 4000 рублей, — и вообще подавала десятки подобных «абсурдных» исков, которые, разумеется, отклонялись.

Принципиальным для Зайниева, по словам его адвоката, был вопрос о детях: мужчина якобы опасался, что бывшая супруга вывезет их на ПМЖ за границу, и он больше никогда не сможет их увидеть.

Совсем другую историю рассказывают адвокаты противоположной стороны. По их словам, Зайниев сам чинил препятствия бывшей жене буквально на каждом шагу.

«Александр Валентинович (Кибальченко) хотел, чтобы его внуки учились в Лондоне, в хорошей школе. Но бывший муж Виктории не соглашался. Суды по этому поводу шли последние два года. При этом сам Тимур в жизни детей никакого участия не принимал, даже алименты не платил», — пояснил адвокат Александр Карабанов.

По его словам, Зайниев был не простым программистом — он, имея несколько высших образований, включая экономическое, работал в крупной инвестиционной компании «Тройка-Диалог», а в последнее время занимался криптовалютами в некой фирме, которая привлекала миллионы рублей от клиентов под обещание высоких прибылей, а потом развалилась: директор пустился в бега, оставив сотни инвесторов ни с чем.

«По моей информации, были люди, которые требовали у Зайниева, чтобы он вернул пропавшие деньги. Аукнулось и его бывшей семье. Александру Кибальченко звонили какие-то люди, угрожали, что пока Тимур не отдаст долги, за внуками Кибальченко «внимательно наблюдают», — утверждает Карабанов.

Адвокат самого Зайниева продолжает настаивать на том, что его клиент был обычным программистом, хоть и работал в финансовых организациях, и никакого отношения к инвестициям не имел.

Юрист профессора Кибальченко признал, что тот действительно знаком с Романом Осиповым — одним из мужчин, задержанных за похищение и убийство его бывшего зятя. Осипов на допросе назвал ученого заказчиком преступления.

Избавился от зятя за $50 тысяч: московского профессора подозревают в заказе убийстваПохищение Тимура Зайниева. Кадр с камеры видеонаблюдения

Адвокат Карабанов говорит, что Осипов сам вышел на его клиента с предложением о помощи — и представлялся при этом отставным агентом ФСБ, хотя на самом деле работал водителем в ППС. Кибальченко, измученный постоянными судебными тяжбами вокруг его дочери и внуков, ухватился за эту возможность. Но, по словам юриста, ни о каком убийстве и вообще насилии речь не шла: Осипов должен был, как и обещал профессору, «поговорить» с Зайниевым и получить от него заветное разрешение на вывоз детей за границу.

Карабанов считает, что именно ради такого «разговора» Осипов по собственной инициативе решил похитить программиста, а в процессе похищения произошел «эксцесс исполнителя».

«А потом Осипов прикинул, что он собрал всех этих людей, приказывал им и теперь может пойти по делу как заказчик убийства. Вот он и пытается скостить себе срок, выставив заказчиком почтенного профессора», — рассуждает адвокат.

Полсотни тысяч долларов, полученные Осиповым от Кибальченко, Карабанов объяснил обычным долгом под расписку: по его словам, «отставной фсбшник» часто занимал у ученого крупные суммы на короткие сроки и возвращал с процентами.