На протяжении столетий человечество пытается найти средство, которое сможет идентифицировать ложь. Методы поиска эволюционировали от простых чудачеств до страшных пыток, пока в 20 веке не был изобретен полиграф. Но так ли прост человек, что для его разгадки нужная лишь машина, считывающая пульс?
1. Страшно представить
Да, именно запугивание было излюбленным методом поиска правды в древности. Изобретательность наших предков поражает и сегодня. Но все маневры сводились к одному: добиться определенной реакции тела на стресс, вызванный психологическим напряжением.
Проверка подозреваемого на ложь в Древнем Китае. / Фото:hr-security.ua
Популярным приемом вычисления лжеца в Древнем Китае было использование рисовых зерен или муки. Во время слушания подозреваемому насыпали в рот рис. После дознания изо рта подсудимого доставали содержимое: если рис сухой – перед вами преступник, т.к. во время стресса количество слюноотделения уменьшается. А чего бояться, если ты не виновен? Позже этот прием позаимствовали испанцы и англичане, заменив рис на хлеб.
На Руси такая схема борьбы с преступностью проделывалась с черным петухом, измазанным углем.
Эта «безобидная» проверка отличается хитростью и многоуровневостью. В слабоосвещенном помещении подозреваемый должен был погладить ослиный хвост. Перед этим ему говорили: «если ты погладишь осла, и он закричит – ты виновен, если нет – будешь свободен!». На самом деле хвост осла был вымазан краской. Причастность человека определяли не по крику животного, а по чистоте рук предполагаемого преступника: виновный побоится гладить животное, чтобы тот не закричал.
В африканских племенах преступника могли вычислить по запаху пота. Вождь танцевал среди подозреваемых, вынюхивая лжеца. / Фото: obshe.netВ Африке считали, что виновного выдаст тремор. Обвиняемым надо было передавать хрупкое яйцо по кругу. Тот, кто не мог справиться с волнением и дрожью в руках, раздавливал яйцо.
Спартанские воины отличались в бою храбростью. Но в бой шли только лучшие из лучших. Перед тем, как начать обучение, потенциальных героев ставили на обрыве и спрашивали, боятся они или нет. Конечно, чаще всего звучал отрицательный ответ. Но неготовых вычисляли по бледности лица.
Телохранителем в древнем Риме мог стать лишь тот человек, который багровел при неудобных вопросах. Такой человек не сможет врать и предать.
«Уста истины» в Риме. / Фото: tournavigator.pro
Знаменитый римский «детектор лжи» – «Уста истины». Личность, которую подозревали во лжи, должна был поместить руку в «рот» скульптуре Тритона и отвечать на задаваемые вопросы. По легенде, если подозреваемый врал, то божество откусывало ему руку. Никто не хотел рисковать. Тем более, что встречается информация о палаче, который отсекал руку виновному при наличии доказательств.
В 5 в. до н.э. древние индийцы выделяли на такие «признаки» лжи как выступающий пот, красное лицо, частое облизывание губ. / Фото: yogagong.ru
В Древней Индии следили за ударами подозреваемого в гонг. Ему задавали ряд вопросов о преступлении. Потенциальный преступник должен был отвечать первое, что приходило на ум, и бить при этом в гонг. Если ритм ударов менялся – испытуемый лжец!
2. Руки на пульсе
Врач из Персии Авиценна предложил «ловить» неверных жен измерением пульса. Женщинам, которых подозревали в предательстве супруга, назвали мужские имена. В это время врач фиксировал частоту пульса. Считалось, что на «определенном» имени пульс должен был участиться.
Персидский врач Авиценна первым обратил внимание на заразность оспы
Через восемь столетий Даниэль Дефо в 1730 году предложит использовать этот метод при разоблачении лжеца: страх и чувство вины сопровождают друг друга.
Первые принципы исследования лжи стали понятны в 18 веке, пришло время заняться технической стороной вопроса!
3. Создание полиграфа
Гидросфигмометр / Фото: 21mm.ru
Понадобилось около 150 лет, чтобы определить взаимосвязь показаний плетизмографа (прибор, измеряющий пульс и изменения колебаний объемов сосудов в связи с кровенаполнением) и стрессового состояния. Научное исследование проводил итальянский физиолог Анджело Моссо, который даже не думал применять свои знания в криминалистике.
Но уже через несколько лет (1881 г.) известный итальянский психиатр и криминалист Чезаре Ломброзо начнет применять это открытие на дознаниях. Гидросфимограф – первый детектор лжи. Он фиксировал изменения кровяного давления подозреваемого.
Физиолог Анджело Моссо и психиатр-криминалист Чезаре Ломброзо
В 1895 году Ломброзо напишет книгу «Преступный человек», в которой опишет случай из своей практики: когда подозреваемому задавали вопросы о предполагаемой краже, его давление было неизменным. Но когда мужчине задали посторонний вопрос, его давление резко повысилось. Оказалось, что подозреваемый не совершал первое преступление и был спокоен, но следующие вопросы выбили его из колеи и вывели на другое преступление – кражу паспортов.Неправильно считать, что криминалистика – наука лишь о доказательстве вины. Здесь важны факты, а они не всегда указывают на вину подозреваемого. Так в 1902 впервые с помощью плетизмографа была зафиксирована невиновность обвиняемого в убийстве 6-летнего ребенка! Позже расследование подтвердило этот «приговор», дело было закрыто.
4. Lie Detector
Поиски правды продолжил психолог из Америки Уильям Марстон. В годы Первой мировой войны он измерил давление 70 потенциальным германским шпионам. На основе этих данных он смог вычислить преступника, и тот был задержан с поличным: хищение секретных документов для передачи германской агентуре.
Уильям Марстон — один из известных теоретиков феминизма. / Фото: proverka-na-poligrafe.pro
Идея придумать прибор, определяющий наличие неправды, заняла психолога и изобретателя из Америки Уильяма Марстона, который позже станет просто поп-звездой в психологии. Этот человек, один из немногих, кто не был связан с полицией или разведкой. Он часто сотрудничал с рекламодателями, например, Gillette; давал интервью «Universal», а потом и вовсе повлиял на создание Чудо-женщины.
Но нас интересует другой эпизод его биографии. В момент, когда Мартсон работал над своей диссертацией об определении лжи по силе, с которой кровь, насыщенная кислородом, отправляется из сердца по телу (систолическое давление), он оформляет кредит на создание и развитие прибора, названного «детектором лжи». Именно под таким названием в прессе будет представлен этот прибор, после распространившихся слухах об успешных исследованиях.
Это был первый прибор, фиксирующий изменения кровяного давления в момент опроса.
У. Мартсон экспериментирует для журнала Look: сравнивает реакцию девушки на поцелуй жениха и незнакомца. / Фото: spletnik.ru
5. Просто «Полиграф»
Долгие годы термин «детектор лжи» будет использоваться в маркетинговых целях. Сам термин не совсем точный: прибор никогда не регистрировал наличие лжи, а лишь показывал изменения в организме испытуемого во время исследования.
В 1921 внештатный полицейский из Америки, Джон Ларсон, создаст первый успешный прообраз сегодняшнего полиграфа. Прибор отмечал изменения сразу трех показателей: дыхания, пульса и артериального давления. Термин «полиграф» аппарату тоже дал Ларсон, хотя в прошлом веке это слово имело другое значение.
Именно Ларсен предложил задавать вопросы таким образом, чтобы испытуемый мог ответить на них только «да» или «нет». Это позволяет и сегодня делать выводы более точными.
В 1923 году американцы впервые провели такую экспертизу прямо в суде.
Леонард Килер через 5 лет модернизирует прибор учителя (Ларсона). Несмотря на то, что полиграф часто использовался полицией, Килер решил сделать его портативным и добавить элемент фиксирования кожного сопротивления (реакция ЦНС на раздражитель, т.е. вопрос). Позже был добавлен еще один параметр – тремор. Все эти параметры являются базовыми в подобной экспертизе сегодня.
Леонард Килер (1903 — 1949)
Килер раскрыл около 800 преступлений, запатентовал прибор и основал первую школу, которая использует методику вычисления скрываемой информации.
Логичным будет вопрос: если все так славно было еще в 30-х годах прошлого века, чем нас не устраивает полиграф сегодня? Почему преступники избегают наказания?
6. Нейробиологи против криминалистов
Несмотря на настоящий технический прорыв, в исследованиях идентификации лжи оставалось много вопросов. Врачи и ученые не доверяли данным полиграфа на протяжении всего периода его разработки. И эта критика с каждым годом становилась лишь сильнее.
Полиграф Килера. / Фото: ppt-online.org
Основная проблема полиграфа – изучение правды по физиологическим реакциям организма. Но психологи информируют, что нет никаких реакций, которые могут говорить о том, что человек лжет. А полиграф регистрирует результат от волнения и страха во время процедуры, т.е. эти чувства может испытывать ЛЮБОЙ человек вне зависимости его причастности к преступлению.
На результат исследования влияет ряд посторонних факторов: компетенция исследователя, его личное отношение к испытуемому и наоборот, как подозреваемый относится к происходящему и обвинению в целом (он может ничего не помнить, а память достроит историю за него). Физическое состояние (наличие хронических заболеваний и проблем с сердцем и дыханием, беременность, применение лекарственных средств) также влияет на результат теста.
Исследования на полиграфе. СССР, 1960. / Фото: hr-security.ua
7. Печальный исход
Ошибочные «доказательства» нередко ломают жизни невиновным людям. Громкое дело США нулевых: рабочий Эммануэль Марвелус обвинялся в грабеже и попытке убийства. Обвинение было ошибочным, и мужчина, уверенный в своей невиновности, сам предложил пройти тестирование на «детекторе лжи». Но перед процедурой произошло горе: умерла мать Эммануэля. Его потрясение не могло не отразиться на показателях тестирования. Мужчина был обвинен по предъявляемым статьям на 11 лет, и весомую роль сыграли данные экспертизы. Лишь через 3 года заключения удалось оспорить приговор.
Существует мнение, что полиграф можно обмануть: люди тренируются подавлять свои реакции или даже подменять их. / Фото: thethaiger.com
Эммануэль Марвелус был обвинен в 2008, несмотря на то, что пятью годами ранее Национальная академия США предоставила данные о том, что большинство тестирований на «детекторе лжи» НЕНАДЕЖНЫ!
8. Поиск правды сегодня
Сегодня в России и некоторых западных странах экспертиза, проведенная на полиграфе, не является доказательством в суде. Человек в принципе может отказаться ее проходить.
Несмотря на растущее недоверие к тестированию, полиграфы продолжают применяться. И даже если многим частным компаниям запрещено использовать аппарат при отборе кандидатов на работу, это их не останавливает.
Лишь в Америке каждый год тестируется более 2, 5 миллионов человек. / Фото: habr.com
2 млрд долларов – размер ежегодной прибыли в данной отрасли психолого-физиологических исследований.
9. Искусственный интеллект и полиграф
В израильском университете робот в 73% верно распознает правду и ложь. / Фото: sevastopol.su
Многие компании из различных сфер деятельности (девелоперы, риелторы, банки, писатели) сегодня используют возможности искусственного интеллекта. Так почему не направить его «талант» на благо человечества и не поставить точку в истории определения лжи и правды?
Желающие, которые не боятся делать громкие заявления, есть. Но есть ли результат? Создатели Silent Talker Lie Detector предлагает программу, которая изучает потенциального преступника по 40 показателям: наклон головы, изменения в мимике, скорость моргания. Затем она сопоставляет результат со специальным видео, ищет связи, которые не может увидеть человек.
Но есть два спорных момента: 1. Небольшое количество испытуемых; 2. Взаимосвязь обмана и мимики не имеет 100% доказательств.
Создатели Silent Talker Lie Detector утверждают, что ему устойчив к разным методам обмана полиграфа. / Фото: interestingengineering.com
Программы и приложения других компаний тоже основаны на мимических изменениях подозреваемого, движении его зрачков и даже смене тембра голоса. Но все эти исследования не имеет под собой доказательной базы.
Но кто знает, может эти поиски приведут человечество к правде.