С 1917-го, как только большевики начали создавать страну советов, атеизм превратили в составляющую новой советской идеологии. Православие же отныне считалось рудиментом, стоящим на пути к коммунистическому раю на земле.
Появилась задача пресечь влияние церкви на народ. Священники были деятелями царского режима, и государство не имело на них никакого влияния. Оставалось ликвидировать церковь, как явление. Методы менялись со временем, и порой доходило до абсурда.
Атеизм новой эпохи
Вскрытие раки с мощами Александра Невского. Петроград, 1922 год. фотограф Булла
Вопрос церкви и религии большевики поставили ребром на самом старте. Советские дети со школы знали цитату Маркса, приписываемую Ленину, об опиуме для народа. Владимир Ильич выражал свое мнение по этому поводу в аналогичной манере. Участь церкви при новой власти оказалась очевидной. 23 января 1918-го увидел свет Ленинский декрет об отделении церкви от государства.
Документ лишал общины всего: статуса юридического лица, прав на собственность и преподавания Закона Божьего. Намерения революционеров смотрелись более чем серьезно. После выхода декрета образовался так называемый ликвидационный отдел, отвечавший за изъятие собственности православных церквей и подавление малейших недовольств со стороны священнослужителей.
Молодое советское государство видело в верующих непримиримых идеологических врагов. Тенденции антирелигиозной пропаганды того периода легко прослеживаются в произведениях изобразительного искусства. Методы борьбы отличались воинственностью и жестокостью. Гонения касались физического истребления самых активных верующих. Наиболее полно картина отражена в пропагандистских плакатах. Агитки настраивали на агрессивное противостояние с помощью «винтовки» и «молота», а несогласных предлагалось «давить». Встречались и более сдержанные изображения, высмеивающие неприглядные стороны жизни священнослужителей и их приспешников.
Военное возрождение
Антирелигиозная демонстрация у Александровского сада 1928.
В самом начале Великой Отечественной прекратила существование вся антирелигиозная печать. Советская власть пошла на щедрые жертвы, борясь за народное доверие и поднимая людей на защиту Родины. Прекратились и гонения на всех священнослужителей.Перед Тегеранской конференцией в 1943-м Сталин вызвал на свою дачу будущего председателя Совета по делам РПЦ Григория Карпова. В СССР с визитом прибывали представители англиканской церкви, которых по протоколу должен был встречать патриарх Русской церкви. За неимением такового, вождь советовался с Карповым по поводу кандидатов на высший церковный пост и в этот же день принял в Кремле рекомендованных священнослужителей. Союз безбожников распался сам по себе. Его функции взвалило на себя общество «Знание», где полуподпольной атеистической пропагандой занимались вчерашние специалисты.
С конца войны и до кончины Сталина положение религиозных структур в СССР было стабильным. Атеистическая борьба ограничивалась сдержанными публикациями в печати и в крайних случаях сопровождалась актами вандализма.
Хрущевские гонения
Советский антирелигиозный плакат
Все изменилось с приходом к власти Хрущева. Антирелигиозная кампания того периода так и называется — Хрущёвские гонения. Пик борьбы с религией пришелся на 1958—1964-е. Никите Сергеевичу приписывается данное в конце 50-х годов публичное обещание «показать последнего попа по телевизору».
Историки сходятся во мнении, что хрущевские инициативы стали самым тяжелым периодом для деятельности религиозных организаций в СССР. Основной причиной ужесточения пропаганды считается борьба Хрущева за власть. Кроме того, он действительно являлся убежденным коммунистом со всеми вытекающими.
Сущность новой политической программы определило Положение от 1961-го, где борьба с религией названа «составной частью коммунистического воспитания». Антирелигиозная деятельность велась как правоохранительной системой, так и партийными органами власти, руководством предприятий, профсоюзами, комсомолом.
Верующие должны были ощутить полную культурную и общественную изоляцию, будучи недостойными идти в светлое будущее вместе со всем народом. Причем, речь шла обо всех конфессиях, с особым упором на секты. «Сектант» приравнивалось к ругательству. Пленумом были приняты положения, ограничивающие допуск к крещению лиц до 30 лет, посещения богослужений детьми, выступления приезжих проповедников. Эти требования вызвали волнения среди христиан-баптистов и повлекли создание подпольного оппозиционного Совета церквей ЕХБ.
Советский антирелигиозный плакат
В 1961-м под давлением хрущевских единомышленников из власти патриарх РПЦ ограничил роль настоятелей богослужебными обязанностями, отдав хозяйственно-финансовые функции представителям приходского совета, назначаемых органами госвласти. Был даже насильно проведен Архиерейский Собор, куда архиереев заманили под другим предлогом.
Солидную роль в пропаганде стали играть произведения литературы, кино и вал антирелигиозных статей в СМИ. Советские писатели, кинорежиссеры, корреспонденты получали соцзаказы на выпуск антирелигиозных работ. В тот период появились романы и повести соответствующего направления, по которым тут же снимались киноленты. Культовым кинофильмом стал «Тучи над Борском». А в газетных публикациях в адрес верующих открыто использовались эпитеты «мракобесы», «святоши», «фанатики».
Бывшие священники отрекались от Бога и появлялись на телеэкранах с антирелигиозными речами. Большой резонанс тогда получило отречение протоиерея А.А.Осипова, профессора Ленинградской духовной академии. Он до конца своих дней писал антицерковные книги. Случалось даже, когда отрекшиеся начинали противодействовать вчерашним единоверцам, выступая свидетелями обвинений на судах. За время хрущевской антирелигиозной кампании снесено много храмов, являвшихся ценными архитектурными памятниками. Из действовавших в 1947-м восьми духовных семинарий осталось три.