Олег Попцов, скончавшийся в минувшее воскресенье, был очень показательным представителем своего поколения – поколения, которое взяло власть в начале 90-х, и находилось во главе страны достаточно долго, определяя путь развития, и задавая тон общественным настроениям.
Попцов родился в 1934 году в Ленинграде, закончил тамошний Лесотехнический институт – заведение малопрестижное, с малыми карьерными перспективами, но активный парнишка стал секретарем комитета комсомола вуза и попал на заметку в вышестоящие органы как перспективный кадр. Поэтому у него с карьерой все получилось – после очень краткой работы по специальности в Сибири Попцов возвращается в Ленинград, где быстро взлетает до секретаря обкома комсомола, параллельно закончив Высшую партийную школу – заведение, готовившее номенклатуру.
Шустрого ленинградского комсомольца заметили в ЦК ВЛКСМ и перевели в Москву зам. завотделом пропаганды и агитации, а через год Попцов ушел на самостоятельную работу – главным редактором комсомольского журнала «Сельская молодежь», издававшегося для деревни. Чтобы туда попасть, он провел интригу по снятию предшественника за идейные ошибки. В те годы Попцов был жестким ортодоксом и его задачей было выявление и исправление отклонений от текущей идеологической линии.
Главредом «Сельской молодежи» он проработал четверть века, успев состариться на этом посту, но не уходя из молодежного издания. Попцов срабатывался со всеми начальниками в ВЛКСМ и ЦК КПСС – вопреки последующим мифам о его фронде и вольнодумии. Надо отметить, что его коллеги по комсомолу и прочим номенклатурным должностям впоследствии любили рассказывать о своем либерализме и отсутствия у них чинопочитания во времена «застоя». Им нужно было понравиться избирателям, идти в ногу со временем, требовавшим именно таких качеств, которых у них, на самом деле, не доставало.
Вторая молодость пришла к Попцову с перестройкой. И в этом он оказался един с такими своими сверстниками, как его одногодок Юрий Афанасьев, тоже большой комсомольский чин, как Гавриил Попов – секретарь комсомола МГУ, как Руслан Хасбулатов – занимавший ту же должность, что и Попов, и многими другими. У всех у них номенклатурная карьера не заладилась по тем или иным причинам, либо они засиделись на одном месте. И вот теперь, при Горбачеве, открылась возможность совершить рывок. Но для этого необходимо было перекраситься и стать «демократами».
56-летний Попцов сделал это блестяще. Он ушел с поста первого человека в неперспективном журнале на должность заместителя главреда, но в издании перспективном – легендарных «Московских новостях». Одновременно он стал нардепом РСФСР. И отсюда уже открывался путь выше. По предложению Ельцина Попцов стал председателем ВГТРК и занялся созданием новых российских радио и ТВ.
А когда через год СССР распался, у Попцова и вовсе оказалась под властью добрая половина всего телевидения страны, он стал большим теленачальником, фигурой, с которой должны были считаться многие. Серьезные политические кризисы – и ГКЧП, и борьбу Ельцина с Хасбулатовым, и октябрь 1993 года, он смог пройти, не потеряв должности, в отличие от своего бывшего шефа по «Московским новостям» Егора Яковлева, которого выгнали с ОРТ уже в 1992 году.
Переломным моментом стала чеченская война. ВГТРК – государственная телерадиокомпания (!) оказалась в оппозиции собственному правительству, и нещадно критиковала российскую армию. Но и это сходило Попцову с рук. Однако начавшаяся в начале 1996 года президентская кампания потребовала координации пропагандистских усилий, чтобы протащить Ельцина на второй срок, и тут уже привыкший самостоятельности и бесконтрольности Попцов удержаться не смог. Его поведение по отношению к акции в Чечне внушала штабистам Ельцина, таким как Чубайс, опасения, и ветераном без всякой жалости пожертвовали, передав бразды молодому и на все готовому Николаю Сванидзе.
Попцов к тому времени уже достиг пенсионного возраста, но был свеж и бодр и уходить из журналистики не собирался. Позволю себе мемуар. Году так в 2010 мне пришлось с ним беседовать, готовя какой-то текст по недавней истории, помню, Попцов еще подвез меня на свой машине. Так вот, в памяти совсем не сохранилось о чем мы беседовали и что он говорил, но ясно сохранилось впечатление от его очень молодого вида, словно ему было не 75 лет, а не больше 55.
Как и многие обиженные Ельциным, достаточно взять Сергея Ястржембского, Попцов ушел в итоге к Юрию Лужкову, возглавлял ТВЦ, потом числился еще на каких-то должностях, на которых особо ничем не занимался, но где его держали как заслуженного и уважаемого человека.
Попцов прожил жизнь очень долгую и насыщенную. Почти до последних дней он находился, что называется, на плаву, – с самых ранних лет, со студенческой молодости. Это удается далеко не каждому. Им было написано много книжек – честно говоря, пустых и неинтересных, много чего сказано во всевозможных интервью, много людей принято на работу и уволено. Но не это главное. Попцов смог удачно прожить жизнь, не вылетая из седла. Даже когда отношения с начальником портились, он умел тут же найти себе занятие.
В биографии каждого человека хочется найти что-то хорошее. У Олега Попцова для меня это хорошее заключается в названии программы новостей «Вести», которое он придумал и запустил еще в 1991 году. Хорошее и редкое, к тому времени почти забытое слово, которому он дал второе рождение, и которое сегодня воспринимается как нечто совершенно естественное. Сегодня бы так передачу не назвали – слишком по-русски.