Объект СГ-3 или «Кольская экспериментальная опорная сверхглубокая скважина» стала самой глубокой выработкой в мире. В 1997 году она попала в Книгу рекордов Гиннеса в качестве самого глубокого вторжения человека в земную кору. На сегодняшний день скважина уже много лет как законсервирована.
Так для каких же целей она создавалась, в чем заключаются ее главным особенности и почему сегодня таких больше не делают?
Абсолютный рекорд. |Фото: drive2.com.
К началу XX столетия люди накопили внушительный багаж знаний о слоях литосферы Земли. В 1930-е годы в Европе была пробурена первая в истории скважина глубиной 3 км. В начале 1950-х годов был поставлен новый рекорд – 7 км. В начале 1960-х годов в США стартует проект по изучению земной коры и ее мантии.
В рамках проекта «Мохол» заокеанские ученые пытаются бурить земную кору под Тихим океаном. Однако, уже в 1966 году из-за практических споров и проблем с финансирование инициативу сворачивают. И здесь на арену исследований земной оболочки выходит Советский Союз. В 1968 году на место будущей самой глубокой скважины отправляется геологическая разведка. Спустя еще 2 года закладывается скважина.
Уникальный советский проект. |Фото: fishki.net.
Если американцы смогли пройти под дном мирового океана 3.2 км вглубь, советские ученые поставили перед собой задачу забуриться не менее, чем на 15 км.
Бурение Кольской сверхглубокой началось 24 мая 1970 года в Мурманской области. Разведка показала, что толщина коры в месте бурения составляла около 20 км. Ученые задались вопросом о том, получится ли у них достичь верхних слоев мантии Земли.
Бурили много лет. |Фото: mirtesen.ru.
К моменту начала бурения за плечами советских ученых-геологов был поистине огромный багаж теоретических знаний об устройстве земли, накопленный за десятилетия научной работы. Однако, едва «Кольская» углубилась на 5 км, полученные данные с места начали идти в разрез со всеми теоретическими выкладками.
Например, осадочный слой земли оказался на 2 км больше, чем полагали. Гранитный слой оказался очень тонким – всего 2-3 км, вместо предполагавшихся 12. Температура также вела себя «аномальным» образом: вместо ожидаемых 100 градусов по Цельсию на глубине в 5 км она составляла 180-200 градусов.
Геологи сделали уйму открытий. |Фото: mirtesen.ru.
С каждым новым километром советские ученые делали все больше открытий, каждое из которых буквально «рвало шаблон» мировой геологии. Так, на 6 км нашли окаменелые остатки планктона.
Такого открытия и вовсе никто не ждал. Означало это то, что жизнь на Земле зародилась куда раньше, чем полагала мировая наука до 1970 года. Окаменевший планктон жил примерно через 500-800 млн лет после образования планеты. Благодаря открытиям на СГ-3 биологам пришлось пересматривать сложившиеся к тому моменту эволюционные модели.
Сегодня здесь лишь запустение. |Фото: drive2.com.
На глубине 8 км нашли следы природного газа и нефти. Это открытие также перевернуло старые теории об образовании упомянутых полезных ископаемых.
Все потому, что ни одного следа органической жизни там советские ученые не нашли. А это значит, что нефть может образовываться не только «органическим методом», но и неорганическим. В итоге глубина скважины составила 12 262 метра, при диаметре верхней части в 92 см и диаметре нижней части в 21.5 см. Бурение на Кольской продолжалось вплоть до 1991 года, пока распад СССР не поставил крест на уникальном научном проекте.
Конец эпохи. Фото: antipitchev.photographer.ru.
После уничтожения Страны Советов Кольская сверхглубокая еще несколько лет работала. Сюда приезжали в том числе иностранные ученые-геологи из США, Шотландии, Норвегии. Однако, из-за нехватки финансирования проекта в 1994 году на скважине случился ряд аварий, после которых объект решили закрыть и законсервировать.
Научные данные полученные благодаря проекту СССР перевернули взгляд современной науки на многие вещи в самых разных областях. Открытия в области подземных перепадов температур заставили ученых думать над возможностью использования геотермальной энергии в будущем.
За последние 27 лет в мире не появилось ни одного подобного проекта. Главным образом потому, что как в бывших советских республиках, так и в странах Запада, после окончания холодной войны с финансированием науки стало совсем плохо.