Компания Илона Маска чипировала второго парализованного пациента, на подходе еще 8 человек

«Не хочу сглазить, но, похоже, со вторым имплантатом все прошло очень хорошо. Сигнала много, электродов много. Работает очень хорошо». Американский инженер Илон Маск заявил, что его компания Neuralink вживила чип уже второму пациенту.

Подробностей о втором участнике грандиозного эксперимента пока очень мало. Известно лишь, что он, как и Ноланд Арбо (первый человек с чипом в мозге), практически полностью парализован, у него также была травма спинного мозга.

Во время подкаста Лекса Фридмана Маск рассказал, что все 400 электродов имплантата второго пациента работают. Так что, возможно, скоро инженеры компании продемонстрируют, как обездвиженный человек может управлять компьютером и другими устройствами, подключенными к Интернету, одной силой мысли.

Операцию по вживлению чипа проводят с помощью хирургического робота.

«Головка робота содержит оптику и датчики пяти систем камер, а также оптику для системы оптической когерентной томографии. А игла робота, которая тоньше человеческого волоса, захватывает, вставляет и выпускает нити», — рассказывают в Neuralink.

А вот как живет первый чипированный пациент, которому сделали операцию в январе. Ноланд Арбо из США был парализован в 22 года. Парень получил травму, ныряя в воду. С тех пор он обездвижен от плеч до кончиков пальцев ног.

До того как ему вживили чип, Ноланд пользовался планшетом, используя палочку во рту, которой он нажимал на экран. Но уже спустя неделю после операции парень мог управлять компьютерной мышкой силой мысли.

«Если бы я потерял память, проснулся и вы сказали бы мне, что в мой мозг что-то имплантировано, то я бы, наверное, вам не поверил, — рассказывает 30-летний Ноланд изданию Scientific American. — Я не чувствую устройства. Нет способа узнать, есть ли оно там, пока кто-то не подойдет и не надавит на него физически».

Арбо уверяет, что чип позволил ему «восстановить связь с миром». Пациент управляет компьютером двумя способами. Один из них он называет «попыткой движения». Ноланд просто думает о том, как его парализованная рука хочет сделать что-то. Так он вызывает движение мышц в своей руке и, выполняя мысленные движения, может перемещать курсор. Второй способ — это когда Арбо смотрит на курсор и представляет его путь на экране, по которому он хотел бы его переместить.

Парень использует оба метода поочередно. Один чуть более обременителен физически, а второй требует дополнительной умственной концентрации. При этом Арбо может работать на компьютере и одновременно разговаривать.

«Захват нейронной активности может быть похож на попытку записать разговор двух людей на переполненном стадионе. Чтобы услышать что-то большее, чем рев толпы, нужно приблизиться к говорящему человеку. Чем дальше вы от говорящего, тем более смешанными и запутанными становятся разговоры, — говорит Дуглас Вебер, инженер-механик и нейробиолог из Университета Карнеги-Меллона.

Neuralink вводит электроды в двигательную кору головного мозга, контролирующую движение, размещая датчики прямо рядом с отдельными нейронами, которые разговаривают».

Правда, спустя несколько недель после операции у Ноланда появились проблемы. Крошечные провода его имплантата толщиной в человеческий волос «втянулись» или сместились, что привело к резкому сокращению электродов и потере производительности.

Сначала Ноланд решил, что ошибка в программе, но оказалось, все дело в оборудовании. Однако инженеры заявили, что знали об этой проблеме из своих испытаний на животных. В итоге Neuralink внесла изменения в работу чипа. Он стал более чувствительным, благодаря чему вновь начал отслеживать сигналы мозга.

По словам Маска, когда Ноланд Арбо управляет курсором мышки, работают всего 10-15% электродов. Сейчас парень может играть в сложнейшие видеоигры, пользоваться Интернетом, публиковать посты в соцсетях, смотреть видео и учить иностранные языки.

«Операция дала мне возможность снова делать все самостоятельно, не нуждаясь в семье в любое время дня и ночи», — говорит Ноланд.