Максим Артемьев о тех, кто стал известным в нелегкую и кровавую пору, вовсе не помышляя об этом.
Специальная военная операция перевернула жизнь многих людей. Новые времена вытолкнули на свет новых героев, а иных старых перевели в совсем непочетный разряд. События показали — кто есть кто? И речь не только о боевых действиях и не только о военных.
Сегодня, как известно, большая часть информации проходит через Интернет, и феномен блогерства стал всеохватным и всеобъемлющим. У многих блогеров влияние на умы публики вполне можно сравнить с воздействием крупнейших традиционных СМИ. Их роль во время боевых также не уменьшается. Достаточно вспомнить Юрию Подоляку, о котором мы уже не раз писали, и ожидание выступлений которого вполне можно сравнить с ожиданием выступлений Юрия Левитана во время ВОВ.
Максим Артемьев
В то же время оказалось, что многим раскрученным блогерам нечего сказать, кому-то в силу недостатка ума и знаний, они в мирное время были удачливыми демагогами, а как наступили серьезные времена, так и выяснилось, что «звезды» — всего лишь пустышки. Другие может, и хотели бы высказаться, но бояться.
Но сегодня речь не о них, а о тех, кто стал известным в нелегкую и кровавую пору, вовсе не помышляя об этом. Простые люди, для себя ведущие блоги в Ютьюбе, вдруг оказались на пике зрительского внимания и стали выполнять важнейшую функцию информирования и координации гуманитарных усилий.
Юрий Подоляка
Это они, живущие на самой передовой, в районах боев, смогли в прямом эфире, порой почти безостановочно, рассказывать о том, что происходит, дополняя СМИ, показывая то, что те не успевают или не могут сделать.
Их блоги — бесценные документы истории, важнейшие человеческие свидетельства наших дней, необходимые как нас современникам, так и потомкам. Что еще более значимо, их эфиры – это взгляд простого человека на происходящее. Мы видим, как воспринимают боевые действия рядовые граждане Украине, которые на себе несут основную тяжесть событий.
Ранее ни о чем таком помыслить было невозможно – не имелось необходимых технических средств, а сегодня достаточно мобильника, чтобы снять репортаж и отправить его в Интернет. Благодаря этому каждый может увидеть – что это такое – попасть в зону боев, жить под обстрелами.
Геша «рыбак бардак»
Вот простой мужичок Геша, из пригорода Северодонецка, который завел канал «рыбак бардак», посвященный рыбалке. Смотрели бы его несколько десятков подобных любителей рыбной ловли, но случилось то, что случилось, и его канал стал оперативным и содержательным дневником боевых действий в северодонецкой агломерации. Вместе с героем и его «маман», как он зовет старуху-мать, мы то сидим в подвале, спасаясь от бомбежек, то выходим из него на свет божий подышать и прислушаться к звукам взрывов. У него масса родственников, которым он обязательно передает приветы. За незамысловатой хроникой житья-бытья в частном домике, с несколькими кошками, с курами и индюшками, встает трагедия человеческой жизни, попавшей в жернова истории, и перемалываемой ими.
Геша никого не обвиняет, он стоически переносит выпавшие на его долю и долю родных испытания. Что придает обаяние его фигуре, так это его низменное чувство юмора, а, главное, колоритный язык, простонародный, меткий, настоящий русский язык, как у героев Шукшина, со своими особенными словечками вроде «делюсики» и т.д. «Маман», кстати, говорит на суржике. Да и сам Геша — настоящий шукшинский герой, непосредственный, простоватый в чем-то и наивный, а в чем-то хитрый. То он разговаривает со своей живностью, а то во время репортажа пытается по ходу дела бросить комплимент проходящей девушке, попавшей в объектив.
Все это необычайно колоритно, но это надо смотреть, словами не пересказать и не передать его обаяния и нутряной простоты. Геша – яркий представитель «глубинного народа», неиспорченный современной цивилизацией. Его внешний вид под стать речи – хитрые глаза, неизменная кепочка, простецкое потертое лицо, одновременно лукавое и наивное.
В последнем репортаже Геша объявил, что решил-таки с матерью уехать из своего поселка, когда линия фронта приблизилась и стало совсем нестерпимо. Пожелаем ему не пропасть, и будем следить за его одиссеей беженца на просторах Украины.
Автор канала «Охота на рыбалку»
А вот автор канала «охота на рыбалку» из соседнего города Рубежное, такой же рыбак-любитель, уехал раньше, поскольку разрушений там больше, а опасности приблизились раньше. Он перебрался на территорию подконтрольную ЛНР, и оттуда старается помочь землякам, информируя их по мере сил, как складывается ситуация, собирая доступные новости.
А чуть подальше, уже в Донецкой области, в Славянске, живет такой парень — «Авто Вован». Его канал посвящен автомобилям, но теперь он переключился на ведение хроники Славянска, но не просто фиксирует происходящее, а рассказывает жителям города – где и как они могут получить помощь. В последние дни его основные усилия направлены на информирование о путях эвакуации.
«Авто Вован»
Перенесемся на запад, в Киев. Тут проживает домохозяйка, автор канала «Интересная жизнь в пригороде». Варила она борщи, вела потихоньку домашнее хозяйство, занималась участком, курами, кроликами, ей это казалось интересным, и больше ничего она знать не хотела. Но большая политика задела и ее, абсолютно аполитичную молодую женщину. В ее пригороде загрохотали взрывы, и в один день ее с мужем существование кардинально изменилось. Ее шок был передан на канале вполне откровенно – столкновение «маленького человека» с неумолимой Историей, тяжелой поступью проходящей через него. Впрочем, взрывы прошли стороной, и так остались, к счастью, для ее семьи и дома далеким фоном.
«Интересная жизнь в пригороде»
А вот жителям Харькова повезло куда меньше – в отличие от киевлян. Для них бои еще продолжаются. И здесь тоже есть свои ставшие знаменитыми блогеры. В первые дни «выстрелил» Юрий Ворожко, работающий мастером или каким-то мелким начальником в ЖКХ. У него на канале было по нескольку миллионов просмотров сюжетов из ошарашенного обстрелами 1,5-миллионного города. Но Ворожко как-то быстро «сдулся» и, ничего не объясняя, из города сбежал, и больше ничего не выкладывает.
Юрий Ворожко
Его место занял «автокрановщик из Харькова» с его невеселым голосом интеллигентного рабочего. Он рассказывал (и показывал) о существовании Харькова в прифронтовой полосе, о ценах, о лекарствах, о продуктах, о том, как люди привыкают к такой жизни, и показывал видео с ней – сколько машин на дорогах, очереди в магазин и т.п.
Но на Украине резко ужесточили законодательство, что-либо снимать о боевых действиях, прилетах, попаданиях стало практически невозможно, и автокрановщик переключился сугубо на рассказы без видеоряда.
А вот в том же Харькове проживает молодая женщина tiana antikvar, мать двоих детей. Увлекалась собиранием антиквариата, но теперь не до того. Эвакуироваться она отказалась, и теперь ежедневно показывает нам свою не то жизнь, не то выживание. Главное, что Татьяна не теряет бодрости духа, она проста, абсолютно далека от политики и ничего не смыслит в ней, и принципиально не хочет ее касаться. Ее стихия – это быт, воспитание детей. Но об этом она рассказывает так неподдельно искренне, что нашла множество зрителей, следящих за ее существованием подобно тому, как следят за героинями в реалити-шоу.
tiana antikvar
Думаю, таких блогеров на Украине — сотни и сотни. Я привел пример лишь нескольких из них, бросившихся мне в глаза, и за которыми я слежу или следил. Думаю, читатели назовут еще, возможно, тысячи. Их следует отличать от профессиональных, так сказать, блогеров, зарабатывающих или каким-то иным образом капитализирующих свою известность. Эти политизированы, у них нет простоты восприятия, это все хитровыделанные товарищи, и они проходят по другому разряду. Нам они неинтересны.
Крупнокалиберный переполох
Особый вид блогеров в нынешней ситуации – это волонтеры, которые теперь не просто раздают помощь, но и еще ведут репортажи об этом. Так они и отчитываются перед жертвователями – на что идут их деньги, и показывают нам размеры бедствия. В качестве примера можно назвать канал «Крупнокалиберный переполох», ставший одним из основных источников информации о происходящем в Мариуполе. Его автор — человек очень непростой и интересной судьбы, но в данном случае он вполне на уровне своего народа и не пытается казаться выше его. Украинцы «Переполох» ненавидят, поскольку он работает на стороне ДНР (не «за», а «на»), хотя его основатель подчеркнуто политически нейтрален. Другой известный волонтер в Ютьюбе с Донбасса – Андрей Лысенко, усиленно пиаримый Татьяной Монтян, и уже попавший на прицел украинских спецслужб, «принявших» его жену, неосторожно отправившуюся в поездку на «ту» сторону.