Марк Кэвендиш завершит карьеру — 18 сезонов в профессиональном шоссейном велоспорте, на Критериуме в Сингапуре, который состоится 10 ноября. В этом году 39-летний британский велогонщик, последние два сезона выступающий в команде Astana Qazaqstan, достиг своей цели —  одержал 35-ю победу на этапе Тур де Франс.

Также в этом году он был официально посвящён в рыцари и получил почётный титул «сэр». Обладатель 165 побед в карьере, Марк Кэвендиш намерен оставаться в велоспорте. О завершении карьеры велогонщика он рассказал в интервью журналу Men’s Health.

Марк Кэвендиш: «Мой контракт действует до декабря. Точно одно — я больше не поеду Тур де Франс. В прошлом году за три месяца я много раз то решал закончить карьеру, то снова хотел продолжать. Я падал, мне то везло, то не везло. Но люди говорили мне, что я не могу закончить вот так. Хотя только я знаю, как всё чертовски тяжело. Я менял своё мнение каждый день, даже сейчас не до конца уверен в том, что собираюсь делать, за исключением одного — я больше никогда не смогу подготовиться к Тур де Франс. Велоспорт и так достаточно тяжёлый вид спорта, но Тур де Франс — это другой уровень. Это точно.

Я часто говорю  с Петой (женой) о том, что мне нужно заменить кайф от ощущений, которые даёт карьера велогонщика. Ещё до того, как я стал велогонщиком, я всегда стремился быть лучшим везде, где только можно, будь то школьный тест по орфографии или спортивный праздник. Я был перфекционистом.

Всё, чем я занимался в подростковом возрасте, было направлено на то, чтобы стать велогонщиком. Я знал, что хочу выступать в T-Mobile, и ради того, чтобы это стало возможно, захотел выучить немецкий. Чтобы собрать для этого денег, пошёл работать. У меня был план — стать профессионалом. Когда это выполнил, составил план гонок, которые хочу выиграть, выработал траекторию, по которой должен прогрессировать. Большую часть карьеры мне везло, и это срабатывало. И вдруг ты становишься старше.

Хотя я не думаю об остановке, вопрос в том, чтобы начать что-то новое.  

Я всегда буду ездить на велосипеде, и за последние несколько лет я понял, чем хочу заниматься после завершения карьеры велогонщика. Я уже начал двигаться в этом направлении — хочу остаться в спортивном руководстве, я люблю велоспорт. За последние два года я привёл много людей в эту команду (Astana Qazaqstan), знаю, что требуется для успеха. Я готовился к тому времени, когда сам уже не буду участвовать в велогонках.

Последней серьёзной травмой стал перелом ключицы. Сейчас там металл. Мне пришлось взять костный трансплантат из бедра, чтобы заполнить разрыв кости в плече. Бедро заживало дольше, чем ключица, поэтому я не выступал в гонках оставшуюся часть года.

25 лет я езжу на велосипеде в одной и той же посадке, поэтому любое незначительное движение ощущается телом. В молодости изменение высоты седла не имеет значение, но когда становишься старше, тело настолько привыкает к одному положению, что это просто убийственно. Я стал старше, чувствую себя переломанным. Мне требуется время, чтобы вкатываться. Я как дизель, раньше никогда таким не был. Когда сажусь на велосипед, мне нужен час, прежде чем начинать  интервальные тренировки и всё остальное. Я не собираюсь себя травмировать, но никогда не смогу выдать свой максимум, пока не разогреюсь. Да и вообще приводить себя в форму сейчас ужасно тяжело.

Помню, лет 10 — 11 назад у меня был товарищ по команде в том возрасте, в каком сейчас я. Он спросил, как долго я собираюсь отдыхать летом. Я ответил, что пять недель. Он не мог поверить, потому что сам отдыхал 10 дней. Я тоже тогда не мог ему поверить. Он просто улыбнулся и сказал: «Увидишь сам». Вот я и увидел. Я ветеран. Он был прав, полностью прав.

Сейчас я не тяжёлый по любым меркам, но я тяжелее, чем был в прошлом. У меня странная фигура, длинные и тонкие руки. Я наполовину марафонец, наполовину игрок в регби. Я всегда буду ездить на велосипеде, но сейчас хочу бегать. Это чистое ощущение — надел кроссовки и вперёд. Я уже договорился с братом, что буду участвовать в парижском марафоне. Он начал заниматься велоспортом раньше меня, и был лучше меня. Последние четыре года он вернул свою форму, снова ездит и бегает. Впервые с тех пор, как мы были детьми, он легче меня. Я с нетерпением жду, когда мне не надо будет просыпаться и выполнять определённую программу на компьютере, а просто кататься с друзьями, неважно, быстро или медленно.

Спорт тебя выматывает. Одиночество большую часть времени, очень много времени проводишь на велосипеде, в поездках, один. Неважно, нравится ли тебе одиночество или нет. Мне нравится, но слишком долгое одиночество плохо влияет.

 

Каков мой вклад в велоспорт? Не знаю, я просто делал всё, что мог. Надеюсь, что каждый, кто садится на велосипед, направляясь в школу, в парк, куда угодно, все, кто крутит педали, сможет полюбить это так, как я. Если им просто понравится ездить на велосипеде, я буду счастлив. Если я вдохновил кого-то, мне этого достаточно».