С 15 марта в Барнауле действует маршрут № 33р с регулируемым тарифом в 23 рубля, который пришлось создать из-за отказа перевозчика «АГАС-Транс» работать на убыточном направлении. На него зашли два индивидуальных предпринимателя Сергей Гриднев и Николай Усольцев, которые были определены всего за день при неизвестных обстоятельствах. В ответе на запрос ИА «Банкфакс» комитет по дорожному хозяйству сообщил, что контракты с ними были заключены как с единственными поставщиками, но чиновники не прояснили условия. Из пояснений властей остается непонятным, каким образом в такие короткие сроки в городе появился новый маршрут и были определены перевозчики, поскольку документов, на которые они ссылаются, в публичном доступе нет. Тем временем горожане жалуются, что автобусов № 33р катастрофически не хватает.
До недавнего времени в Барнауле существовал маршрут № 33 с нерегулируемым тарифом в 25 рублей, который обслуживало ООО «АТП «АГАС-Транс». Ранее эта компания также работала на направлениях № 77 и № 121, но в прошлом году определение перевозчиков для них изменилось: вместо единого конкурса их разделили на три отдельных лота. По мнению фирмы, прибыльным в этой тройке является только № 77, а остальные – убыточны, но одновременная работа на них позволяет компенсировать эту разницу. При таких обстоятельствах за упомянутой организацией остался только маршрут № 33. В связи с экономической ситуацией «АГАС-Транс» просил мэрию Барнаула рассмотреть варианты возмещения убытков, но к предложению не прислушались, из-за чего было принято решение об уходе с направления.
Соответствующее уведомление в администрацию компания направила 12 марта. У чиновников возникла необходимость найти другого перевозчика к понедельнику 15 марта. Как следует из реестра маршрутов на портале открытых данных Барнаула, направление получили два индивидуальных предпринимателя: Сергей Гриднев и Николай Усольцев. Более того, нерегулируемый маршрут за выходные закрыли и создали новый — № 33р, который уже стал регулируемым со стоимостью проезда в 23 рубля, но сохранил прежнюю схему движения.
При этом из публичных пояснений властей осталось непонятным, на каких условиях был обновлен маршрут и определись новые перевозчики. В ответе на запрос «Банкфакса» в комитете по дорожному хозяйству лишь сообщили, что № 33р появился по некому приказу № 29 от 12 марта на основании решения комиссии по организации пассажирских перевозок. Что это за документ, известно лишь чиновникам, поскольку в открытом доступе на сайте мэрии он не опубликован, хотя более ранние приказы комитета с предшествующими номерами там размещены.
Что касается определения перевозчиков, то оно, как и в случае с другими регулируемыми маршрутами, должно было проходить в рамках закупочных процедур. На портале Госзакупок соответствующих контрактов за время их работы не появилось. Тем не менее, в ответе на запрос «Банкфакса» утверждается, что ИП вышли на маршруты, заключив договоры в соответствии со ст. 93 Федерального закона № 44 о контрактной системе, то есть как единственные поставщики. Условия соглашений, например, стоимость услуг или срок их осуществления, в ответе не раскрываются.
Поскольку ознакомиться с документами, на которые ссылается комитет, было невозможным, «Банкфакс» попытался получить ссылки на них у составителя ответа на запрос, но сотрудник не ответил на звонок корреспондента. Таким образом, конкурентность процедуры и ее соответствие законодательству вызывает серьезные сомнения.
Ранее завесу тайны о получении маршрута лично раскрыл один из перевозчиков Николай Усольцев. Он рассказал «Толку», что из городской администрации ему позвонили в воскресенье и предложили пустить на линию с регулируемым тарифом свои автобусы уже в понедельник. «В воскресенье раздался звонок. Я сразу сказал, что смогу закрыть маршрут на 50 %. Уже сегодня (15 марта, – прим. ред.) запустил туда восемь единиц», — рассказал бизнесмен. Остальные семь машин предоставил Сергей Гриднев. Как можно понять, звонки из мэрии имеют мало общего с публичными процедурами заключения муниципальных контрактов. Более того, перед утверждением автобусов на линию они должны пройти проверку на соответствие всем требованиям. В профильном комитете поведали, что замечаний к технике этих перевозчиков не было, и все автобусы прошли техосмотр.
Как бы то ни было, сегодня на № 33р должно работать 15 машин малой вместимости, то есть формата маршруток, как и до этого. Это указано в соответствующем реестре и отметили в профильном комитете. Однако на деле автобусов меньше, жалуются жители Барнаула. Некоторые горожане также указали, что водители, одновременно выступающие кондукторами, не проинформировали о снижении стоимости проезда и по-прежнему собирают по 25 рублей вместо 23.
Направление является довольно важным, поскольку соединяет поселок Сибирская долина с центром города. 23 марта один из горожан сообщил в сообществе Barnaul22 «ВКонтакте», что из пригорода стало почти невозможно уехать. «На маршруте всего семь машин, в которых по утрам можно превратиться в сосульку. Точного расписания нет, да его вообще нет, машины ходят друг за другом, почти нет интервала. Когда они все в городе, в Сибирской долине надо стоять не менее 50 минут. Пишу это с остановки в поселке, жду автобус уже 1 час 27 минут», — рассказывал барнаулец. Многие комментаторы согласились с описанными проблемами. При этом в комментариях на одну из жалоб ответила официальная страница мэрии, сообщив, что с перевозчиками на направлении № 33р ведется претензионная работа. То есть претензии к качеству услуг появились спустя всего полторы недели.
Что касается регулярности и количества автобусов на линии, то их действительно меньше, чем утверждают власти в ответе на запрос. Так, по данным портала traffic22, к полудню 25 марта на маршруте работало всего девять машин. Прописаны ли какие-то санкции в условиях контрактов за недовыпуск техники, опять же установить пока невозможно.
Стоит добавить, что упомянутые предприниматели не являются случайными. Так, Николай Усольцев владеет ООО «Бизнес-Авто», которое в составе товарищества с ООО «Барнаульское автотранспортное предприятие» и индивидуальным предпринимателем из Бийска Юрием Матусовичем работает на «золотом» маршруте № 77 после его отделения от № 33 и 121. Также ИП Усольцев работает на № 120 и № 59. Сергей Гриднев как один из владельцев и руководителей ООО «СолГри» обслуживает № 60 и 55, а как ИП — № 27.
Напомним, что такая ситуация с переделом влияния на рынке автобусных маршрутов происходит с 2018 года Основная борьба развернулась за № 33, 77 и 121, на которых долгое время работал «АГАС-Транс». Обычно эти направления разыгрывались на конкурсе одним лотом, но в прошлом году их разделили на три. По мнению компании, с точки зрения прибыли их целесообразно обслуживать вместе, потому как № 33 и № 121 по отдельности убыточны. В мэрии объяснили, что решение разделить лоты принято по следующей причине: «В целях обеспечения принципа открытости в сфере организации пассажирских перевозок, соблюдения требований антимонопольного законодательства при проведении открытого конкурса по указанным маршрутам объявлен открытый конкурс с тремя лотами».
Как было упомянуто выше, № 77 достался целому товариществу, участники которого также имеют большое присутствие на рынке. № 121 же достался ООО «Автомиг», принадлежащему Олегу Бычкову. Ранее юрист «АГАС-Транс» Ирина Рощина высказала мнение, что к этому убыточному маршруту ему в довесок отдали № 144 без проведения конкурса. Сейчас его обслуживает ИА Александр Олегович Бычков. В администрации Барнаула «Банкфаксу» пояснили, что до него работал «Автомиг», с которым контракт был расторгнут осенью прошлого года. Так, на время проведения конкурса свидетельство получил однофамилец владельца этой компании. При этом заявки на № 144 начали принимать только в феврале текущего года, а результаты подведут в конце марта.