Власти Алтайского края считают необходимым разрешить профильным бюджетным учреждениям вести рубки спелых и перестойных деревьев ради продажи в целях поддержания их финансового положения. С таким предложением выступила замглавы регионального Минприроды Лариса Казанцева на круглом столе в Совфеде по теме совершенствования государственной политики в сфере лесного хозяйства. По ее мнению, такое нововведение позволит решить проблему нехватки средств у казенных организаций.
В ходе своего выступления Лариса Казанцева подняла тему экономической устойчивости региональных бюджетных лесхозов, По ее словам, этот вопрос сегодня актуален для Алтайского края в связи с задачами, которые возложены на такие организации, в том числе в части необходимых объемов компенсационного лесовосстановления. Они занимаются охраной, защитой и воспроизводством лесных участков, которые не переданы в аренду. Эти мероприятия финансируются за счет федерального бюджета, но предоставляемых средств не хватает на исполнение всех полномочий.
По данным Казанцевой, в регионе площадь земель, подлежащих такому обслуживанию составляет более 2 млн гектаров – это около половины краевого лесного фонда. На все мероприятия требуется около 600 млн рублей, а межбюджетные трансферты от федерации покрывают лишь часть этой суммы. Чиновница подчеркнула, что алтайская казна не может позволить себе направлять дополнительные средства на эти цели, в то время как самим государственным лесхозам приходится тратить деньги от собственных небольших доходов, полученных от текущей деятельности.
Замглавы алтайского Минприроды отметила, что не ставит вопрос об увеличении финансирования со стороны федерального бюджета, а предлагает предоставить региональным учреждениям большую экономическую независимость и дать возможность зарабатывать. Так, автономные организации, подведомственные органам исполнительной власти Алтайского края, могли бы получать доход от заготовок леса. «Учреждения ведут рубки ухода, санитарные рубки, но такая древесина низкого качества. Получить за счет этого доходы, которые покрыли бы фактические затраты, невозможно. Единственный путь, по нашему мнению, это доходы за счет рубок спелых и перестойных лесных насаждений», — заявила Казанцева.
Она добавила, что в действующем законодательстве отсутствуют нормы, по которым бюджетным лесхозам можно было бы отдавать лесные участки в бессрочное пользование, в то время как федеральные организации имеют такую преференцию. Со слов Казанцевой, заготовка древесины является предпринимательской деятельностью, но в данной ситуации такая деятельность со стороны бюджетных учреждений будет решать государственные задачи.
Как отметила руководитель краевого Минприроды, у прокуратуры иной взгляд на тот вопрос. Надзорный орган считает, что расширение функций автономных лесхозов необоснованно ограничит конкуренцию, и такие организации не вправе заниматься бизнесом. Тем не менее, эта проблема уже поднимается не только в Алтайском крае, но и в других субъектах РФ. Решение этого вопроса Лариса Казанцева видит в соответствующих изменениях Лесного кодекса. В Совфеде сказали, что в дальнейшем вернутся к обсуждению этого предложения.
Отметим, что в случае одобрения предложенных алтайскими властями изменений краевые госучреждения лесного хозяйства могут стать прямыми конкурентами действующих арендаторов. Как следует из позиции Минприроды, необходимость в дополнительных источниках финансирования этих бюджетных организаций вызвана большими объемами земель, подлежащих обслуживанию со стороны государства. В то же время интересно, что такая ситуация сложилась, в том числе на фоне охладевших отношений с лесным бизнесом края. Ранее «Банкфакс» писал о ряде судебных решений, по которым были расторгнуты несколько договоров аренды между профильным министерством и отраслевыми предприятиями. Из-за этого несколько сотен тысяч гектаров перешли в ведение региона, увеличив финансовую нагрузку на подведомственные властям фирмы. При этом чиновники не спешат отдавать освободившиеся земли другим предпринимателям.
Опрошенные агентством эксперты высказывали предположения, что в Алтайском крае может начаться передел отрасли в угоду крупных игроков рынка, рассматривающих регион в качестве возможной точки развития. Однако, по мнению наблюдателей, озвученные Минприроды предложения больше похожи на разворот в сторону усиления государственного контроля над лесным хозяйством. Это вполне соответствует динамике законодательства и позиции федерального правительства. К примеру, с 1 января 2022 года вступит в силу закон о запрете экспорта необработанной древесины. Предполагается, что это послужит развитию рынка внутренней обработки лесоматериалов. Более того, в последние несколько лет с подачи правоохранительных органов и Рослесхоза региональные власти начали наводить порядок в своих лесах. В частности этим алтайское Минприроды объясняло многочисленные претензии к арендаторам.