Перерабатывающие нефтяные компании получают рекордные прибыли из-за повышенного спроса на мазут и газойль. На высокие цены влияет и фактор ограниченных поставок, обусловленный опасениями участников рынка перед введением новых пандемийных ограничений.

  • Высокий спрос и снижение экспорта нефтепродуктов в Азии
  • Ситуация с энергоносителем в Европе

В течение 2021 года спрос на дизельное моторное топливо и энергоносители для работы генераторов оставался высоким, поскольку ограничительные меры, введенные большинством правительств, были намного мягче, чем в начале пандемии.

Аналитики отмечают, что высокий уровень цен на авиационное топливо снизил и доступность среднего нефтяного дистиллята, необходимого для производства качественного моторного дизеля.

Высокий спрос и снижение экспорта нефтепродуктов в Азии

В начале 2022 года, на фоне небывало высокого спроса на рынке, фиксируются минимальные уровни запаса нефтепродуктов в основных торговых центрах, таких как ОАЭ, Сингапур, а также распределительной системе Амстердама-Роттердама-Антверпена (ARA). 

Маржа продажи эталонного сорта газойоля, производства азиатских перерабатывающих предприятий, стала самой большой за последние пару лет. Только за первые две недели нового года зафиксировав рост на 24%.

«Спрос на дизельное топливо в Азии был устойчивым, особенно в Австралии, Индии и Юго-Восточной Азии, но предложение не поспевает за ним», — пояснила Серена Хуанг, аналитик Vortex Consulting.

На высокие цены нефтепродуктов влияют и жесткие экспортные квоты КНР. Индия также показала низкий объем экспорта дизельного топлива за 3 недели 2022 года, по сравнению с предыдущим периодом. Поставщики из восточной части Суэцкого региона также ожидают снижения объемов экспорта. Объем энергоносителя который может идти на экспорт существенно снизился, так как внутренний рынок стал потреблять намного больше топлива.

«Рост спроса в Индии на 140 000 баррелей в день в месячном исчислении, который сейчас почти сравнялся с уровнем 2019 года, сдерживает общие объемы, доступные для экспорта», — сообщает консалтинговая компания JBC Energy.

Ситуация с энергоносителем в Европе

Ситуация на топливном рынке Европы формируется с учетом сокращения поставок из Азии и США. Цены дизеля уже превысили средние значения за пятилетний промежуток времени. Стоимость авиационного топлива остается высокой. Как следствие, нефтепереработчики производят меньше качественного дизеля,  в погоне за прибылью предпочитая концентрироваться на выпуске реактивного топлива. 

Голландская консалтинговая компании Insights Global заявила, что запасы газойля в независимых хранилищах перерабатывающего кластера Амстердам-Роттердам-Антверпен (ARA) составляют всего 1686 млн тонн. Всего за неделю его запасы истощились на восемь процентов.

Ситуацию осложняет и то, что расположенный в Нидерландах крупнейший в Европе нефтеперерабатывающий завод Shell Pernis, имеющий мощности 400 000 баррелей в сутки, приостанавливает производство. Сообщается, что он будет закрыт на техническое обслуживание, до июня 2022 года.

Трейдеры надеются на восстановление числа арбитражных предложений азиатских поставщиков. В таком случае, поставки дизельного топлива в Европу могут стабилизировать цены.

«Мы видим, что в основе поддержки стоимости газойля лежит относительно здоровый спрос и по-прежнему осторожный подход, когда речь идет об увеличении объемов нефтепереработки, в основном из-за неопределенности в отношении штамма «Omicron», — сказал Ричард Горри, управляющий директор компании JBC Energy Asia.