Мишустин требовал от регионов сократить чиновников, но их стало в три раза больше

Административная реформа, объявленная главой правительства, можно сказать, провалилась с пользой.

Премьер-министр России Михаил Мишустин объявил об оптимизации штатов в органах исполнительной власти в конце прошлого года. Так, согласно плану главы правительства, в регионах предполагалось сократить от 5 до 10% чиновничьих должностей. Под сокращение должны были попасть 32 тысячи госслужащих, но на деле оказалось, что в регионах их стало в три раза больше.

Нет, сокращение все-таки в регионах провели, но как выяснилось, далеко не во всех, и в основном «на выход» попросили тех, кто работает в самых отдаленных уголках страны. Во всех остальных местная власть, если и не бойкотировала, но активно имитировала выполнение плана Мишустина по оптимизации. Были и те, которые как будто назло главе кабинета министров, чуть ли не втрое увеличили численность аппарата.

Как рассказал источник News.ru в правительстве Пензенской области, врио губернатора Олег Мельниченко был из тех, кто сразу же начал увольнять «помощников помощников, непонятных советников».

«У нас тут такое началось: Мельниченко только пришёл к власти, посмотрел на структуру региональной власти, прифигел немного, взял в руки карандаш и начал черкать. В итоге — десятки голов полетели. Всякие помощники помощников, непонятные советники лишились своих мест», — рассказал он изданию.

При этом «жертвами» административной реформы стали не только вышеназванные чиновники. Прошелся Мельниченко и по органом власти. В частности, в результате «слияний» с «поглощениями» вместо 25 госслужащих остались только 18 человек. В то же время издание обращает внимание на то, что Пензенская область, скорее всего, исключение, поскольку подобные реформы проводят, но с обратным эффектом.

Как «раскрыл» секреты своей кадровой «кухни» один из региональных чиновников, к реформам уже все давно привыкли, потому давно отработали схемы, которые позволяют выкручиваться. К примеру, многие региональные руководители исполнительной власти держат «пустые» вакансии про запас на случай очередной оптимизации, чтобы не было физического ущерба. Другая «фишка» — это перевод госслужащего на гражданско-правовой договор, так называемый контракт: в структуре контрактник не числится, но по факту человек остается на своем рабочем месте. Еще одна схема — передача части функций чиновников подведомственному учреждению или унитарному предприятию. В штате регионального правительства их нет, но зарплата финансируется за счет бюджета. Вот и выходит, что сокращение на бумаге, но не в бюджете.

А вот схема посвежее: открытие центров управления регионов (ЦУР) и институтов регионального развития. Создание вокруг власти подобных структур — это и повод отчитаться перед начальством о проведении кадровой реформы, и возможность свободно распоряжаться бюджетными средствами по своему усмотрению.

Если верить данным Росстата, то за 20 лет количество чиновников увеличилось чуть ли не в два раза: с 1 млн 140 тысяч до 2 млн 158 тысяч человек.

В свою очередь глава центра «Региональные исследования» Дмитрий Лобойко называет три причины увеличения числа служащих, и все, похоже, уважительные. «Во-первых, структура российской экономики и, как следствие, структура занятости не подразумевает большого количества альтернативных мест работы для более-менее образованного класса. Во-вторых, чиновники формируют пресловутый «пояс лояльности» власти. В-третьих, аппаратный вес того или иного начальника в системе власти определяется не только масштабом распределяемых ресурсов, но и размером структуры, которую представляет чиновник», — следует из анализа Лобойко.

Один из членов правительства региона ЦФО рассказал, что сокращать людей приходится, конечно же, но все больше клерков, а вот фигуры посерьезнее переводятся в новую структуру. Такая вот перестановка слагаемых.

Сокращение чиновничьего аппарата – это своего рода давняя российская традиция, прокомментировал «Блокноту» решение Мишустина глава Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов. «Наверное, каждый новый премьер-министр проводит реформу государственного управления, заявляет о сокращении численности чиновников. Так что это не какая-то экстраординарная мера, мы видим ее не в первый раз и, я думаю, не в последний», — констатирует Иванов.

«Чиновник не может уничтожить чиновника. Все связаны, все друг другу чем-то обязаны. Поэтому и увольнение бывают только благодаря каким-то случаям, которые подвергаются огласке», — просто объяснил доктор экономических наук, заведующий кафедрой бизнес-информатики Уральского государственного экономического университета Дмитрий Назаров.

Назаров вообще называют борьбу с численностью чиновников абсолютно бессмысленной. А ведущий аналитик отдела социально-экономических исследований агентства «Национальный Эксперт» Алексей Жвалев признался «Блокноту», что нет эффективных способов борьбы и с другой бедой, связанной с чиновничеством — коррупцией. Российские чиновники даже умудрились разбогатеть и попасть в список Forbes в пандемию. Разве ж их сократишь?