Владимир Путин, Нарендра Моди и Си Цзиньпин — разногласий нет. Фото:pmindia.gov.in
Трамп неслучайно перед тарифной войной и переговорами по Украине грозил — попытка БРИКС создать свою валюту в противовес доллару будет означать войну с США.
Разгорающийся конфликт между Индией и Пакистаном бьет по организации, которая за последние годы приобрела большую популярность в мире – БРИКС. И тут не захочешь, но невольно вспомнишь об угрозах президента США Дональда Трампа, открыто прозвучавших перед тарифной войной и «мирными» инициативами Вашингтона. Американский лидер заявил — любая попытка БРИКС создать собственную кредитно-денежную систему в противовес доллару будет означать прямую войну с США. Как оказалось, конфликт Индии и Пакистана имеет самое прямое отношение как к БРИКС, так и к России, поскольку именно она была один из локомотивов в создании этой организации наряду с Китаем, Индией и Бразилией.
Помимо БРИКС это еще и удар по Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в которую входят Россия, Казахстан, Китай, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Индия и Пакистан. Уместно напомнить, что главными целями ШОС являются укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами, содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной областях, образовании, энергетике и других. Не менее маловажным является пункт о совместном обеспечением и поддержанием мира, безопасности и стабильности в регионе.
После теракта в Кашмире 22 апреля, когда неизвестные расстреляли туристов на трое в долине Байсаран, в результате погибли 26 человек, еще несколько получили ранения. Индийская сторона обвинила Пакистан в причастности к теракту. Ответственность на себя взяла базирующаяся в Пакистане террористическая организация. Индийские власти начали выдворять из страны всех пакистанских мигрантов, аннулировать визы. Далее последовал еще более жесткий ход – Индия перекрыла засушливому Пакистану воду из Инда. Такого не было с 1960 года, несмотря на то что пакистанские террористические организации периодические позволяют себе проведение терактов на территории Индии. В свою очередь Пакистан начал стягивать войска к границам с Индией.
Индия. Фото: Freepik.com
Большинство экспертов указывает на то, что в случае открытого военного столкновения, Индия выйдет победителем, так как страна сегодня занимает четвертое место по военной мощи среди 145 стран, а у Пакистана — 12-е. Оборонный бюджет Индии составляет 80 млрд долларов, Пакистана в десять раз меньше – 8 млрд. долларов. Да и численное превосходство налицо. Население Индии — 1,4 млрд человек, Пакистана — 252 млн, соответственно, рабочих рук тоже гораздо больше в Индии (662 млн человек), тогда как в Пакистане всего 108 млн.
Единственное, что равняет противоборствующие стороны, так это наличие ядерного оружия у обеих стран. Ядерная эскалация, которая принесет экологическую катастрофу и гибель людей, пугает непосредственно тех, кого она затронет. А затронет она многих — Индию, Китай, Ближний Восток и даже Европу, но только не США. Хотя именно США могут быть сильнее всех заинтересованы в конфликте Индии и Пакистана на фоне своего противостояния с Китаем. Вашингтону выгодно было бы организовать масштабную прокси-войну как раз на пути следования китайских товаров в Европу, а нефти из Ближнего Востока в Китай.
Пакистан является близким к Китаю военным союзником. Исламабад самый крупный заказчик китайского вооружения, а Пакистан – крупный торговый партнер Китая. А Ислабамад – еще и безопасный мост Китая, который осуществляет поставку иранской нефти. И если конфликт Вашингтона и Пекина обострится, то США и Индия могут просто не пропустить иранское сырье по морю. А заодно американские власти могут надавить не только на Пекин, но и на Тегеран. Ради удара по китайскому коридору вполне можно использовать Индию.
Нарендра Моди. Фото: официальная страница премьер-министра Индии Нарендры Моди
Можно было бы назвать чистой случайностью, что визит вице-резидента США Вэнса в Индию совпал с терактом, но в большой политике как-то не особо верится в подобные совпадения.
Президент Ирана Масуд Пезешкиан поспешил переговорить по телефону как с премьером Индии Нарендрой Моди, так и премьером Пакистана Шахбазом Шарифом. Пезешкиан предложил поработать над ослаблением градуса напряженности между странами.
Примечательно, что Шахбаз Шариф отверг обвинения Индии в теракте, выражая готовность сотрудничать в расследовании. В то же время он объяснил, что вода для Пакистана – это спасательный круг для народа, так что в случае, если доступ к ней перекроют, то власти страны «ответят со всем силой, и это не подлежит обсуждению».
Эксперт Центра Ближневосточных исследований, специалиста по Ирану и странам Среднего Востока Фархад Ибрагимов, что произошедшее ставит на паузу все каналы легального взаимодействия между двумя странами.
«И конечно не хочется быть алармистом, но сам факт уже вызывает серьёзную тревогу. Официальный Исламабад пока воздерживается от резких заявлений, однако внутри Пакистана растёт возмущение в ответ на резкие действия Нью-Дели. В СМИ обеих стран уже началась агрессивная риторика, усиливающая напряжённость», — написал в телеграм-канале политолог.
Он обратил особое внимание на то, что конфликты между двумя странами имеют долгую историю, но нынешний в корне отличается от всех предыдущих. Нынешний – внезапный и не сопоставим по масштабности ответных мер со стороны Индии, а это говорит о том, что власти страны готовы перейти к более жесткой линии поведения. Проблема заключается в том, что если противостояние не удастся загасить, то оно ударит по глобальным логистическим торговым цепочкам и создаст напряженность как в Азии, так и на Ближнем Востоке.
Прокси-ответкой США на прокси-наезд Китая на Вашингтон в секторе Газы оценивает произошедшее политолог Леонид Крутаков. Эксперт напомнил, как делили Индию и создавали «независимый» Пакистана по британскому проекту.
«Делили, как и Ближний Восток, по принципу дальнейшего контроля этих территорий через поддержание конфликтности на религиозном факторе. Достаточно сказать, что после раздела более 7 млн мусульман покинули современную территорию Индии, где они мирно и спокойно жили, и переехали в Пакистан. Примерно столько же индуистов и сикхов покинули современный Пакистан, где они мирно и спокойно жили, и переехали в Индию. Конфликт был изначально зашит в раздел британской Индии», — уточнил Крутаков на своей странице в соцсетях.
Пакистан создавался как буферная зона между Ираном и Индией, а сегодня это еще и барьер на сухопутном маршруте поставок иранской нефти. И теперь этим хочет воспользоваться Дональд Трамп для ослабления Китая. Заодно США ударят и по БРИКС и ШОС.
Фото на главной: официальная страница премьера Индии Нарендры Моди