Часть людей выехала, но часть намерена остаться.
К сегодняшнему дню часть территории Донбасса уже освобождена, но в некоторых городах продолжаются столкновения. Жители жалуются на перебои с водой, электричеством, но главное — со связью. В некоторых районах не могут достучаться до своих родственников со 2 марта. Что происходит сейчас на территории Донбасса, рассказывают сами жители — те, кто продолжает там находиться и те, кто смог выехать на российскую сторону.
В Мариуполе, большая часть которого уже освобождена от украинских националистов, ситуация разнится от района к району. В части районов жители лишь на перебои со связью, в другой части — людям приходится прятаться в подвалах, чтобы не попасть под случайную пулю. Пожилые и инвалиды оказываются в беспомощном состоянии и вынуждены оставаться в домах без надежды на выезд.
Мариуполь.
— Я осталась одна, родных своих похоронила. Очень тяжело сейчас. Практически ни с кем не общаюсь и практически не выхожу из дома по состоянию здоровья. Все новости узнаю из телевизора, — рассказала Надежда из Мариуполя. (Имена всех героев изменены по их просьбе — Прим. ред.)
Выехать у нее возможности нет. Уезжают, по рассказам местных, те, которых могут вывести военные РФ или ДНР. Кто видит российских военных, подходит, просит помощи — тех тут же вывозят, если надо. Старики часто не выезжают — многие не ходят. Уехать можно и своим ходом, если есть личный транспорт. Но — если повезет и не из всего города.
— Многие к тому же не знают, что можно выехать. Страшно же. Да и далеко не из всего города можно выехать. Я бы сказал так: выехать можно из 30-40% районов, максимум. Но даже при этом многие не рискуют, информации мало, никто не знает, что в той стороне, куда ты поехал, — объясняет Владимир.
Мариуполь.
Вместе со своей и еще одной семьей он уехал из Мариуполя 18 марта. Сразу выезжали на ближайший блокпост в сторону Бердянска. Одна семья осталась в самом Бердянске, вторая выехала через Бердянск, затем Мелитополь и Крым на территорию России и сейчас находится в Самаре. Но сначала пришлось пережить многое. Владимир и его родные сидели в подвалах в Левобережном районе, потом перебрались в Центральный район — к незнакомым людям. Две недели жили у этих людей в коридоре — иных условий не было. Ютились в небольшом пространстве пятеро взрослых и маленький ребенок. Но были и тому рады: путь к спасению был отсюда ближе.
— Проблем с едой особых не было. Продуктов было немного, но всех запасов хватало. Питались своим, — рассказывает Владимир.
Про отсутствие серьезных проблем с продуктами говорят и другие, чьи родственники все еще находятся на территории Донбасса.
Мариуполь.
— У нас вышло две семьи. Обе сильных проблем не испытывали. Конечно, нельзя было открыть воду и помыть голову, например, но обезвоживанием точно никто не страдал. Это с Левобережного района. На правом берегу живет племянник: у него сейчас есть вода, еда, тепло, так как в доме находится камин, — объясняет Людмила.
Людмила переживает за племянника, но говорит, что он все же выходит на связь — иногда ходит к вышке, и тогда у него «все отлично». Гораздо больше Людмила переживает за других родственников: они находились в доме, куда попал снаряд.
— В половину дома прилетел снаряд, погибла родственница. Но во второй половине еще могут находиться люди под завалами. Мы не можем никого найти, чтобы просто проверили дом! Есть какие-то волонтеры, но они же не едут по адресам, они выгружают все в ближайшем месте и уезжают назад, — говорит Людмила.
Людмила называет адрес: Мариуполь, улица Гончарова 1/27. Заблокированными там все еще могут находиться женщина 1973 года рождения и 49-летний мужчина, зависимый по инсулину, инвалид.
— По одним картам там бои, по другим — все хорошо. Если б кто-то смог сообщить точно, что там происходит и связаться с нашими родными! — умоляет Людмила.
Мариуполь.
Проблемы со связью сейчас не только в Мариуполе, но и по всей территории Донбасса. В некоторых городах жители говорят о более тяжелой ситуации. Так, по разговорам местных, в Донецке тают запасы воды, поэтому теперь водоснабжение будет осуществляться по сокращенному графику один раз в 48 часов. Подобная ситуация и в Макеевке — воду дают на несколько часов в сутки.
— Я живу в городе Енакиево. У нас слышны взрывы, рев самолетов. Но это все далеко не так страшно, как происходящее в Донецке, Горловке, Ясиноватой. К примеру, в Донецке, в некоторых районах нет воды с конца февраля. Невероятно быстро растут цены буквально на все продукты и товары общего пользования. Из-за того, что многих мужчин мобилизовали, большинство предприятий осталось без рабочих рук, в магазины некому доставлять продукты, — рассказывает Ольга.
Ольга находится на 30-й неделе беременности. Ее мужа и брата мобилизовали, она осталась одна. Ольга страшно нервничает: ее мужа отправили в горячую точку, из его батальона кого-то забрали в плен украинцы, кого-то уже нет в живых.
— У большинства моих подруг, соседок и остальных женщин аналогичная ситуация. И нигде о них нет никакой информации, с ними тоже нет связи, у них нет возможности созвониться со своими семьями. Рассказывали, что они попали под обстрел украинских войск в каком-то поле, но их вытащили русские ребята, помогли им. Больше мы ничего не знаем и очень переживаем, — говорит Ольга.
Донецк.
Пока родственники на российской стороне думают, как спасти своих близких, в России нашлись неравнодушные, которые задумались о судьбе животных, оставшихся без хозяев на Украине.
Приют, оставшийся без присмотра.
— Возле города Бородянка в Киевской области в селе Новое Залесье на улице Студенческой, 24, бросили приют для животных. Хозяйка уехала, а животные остались без еды и находятся в таком состоянии уже несколько дней. Насколько нам известно, этот населенный пункт находится сейчас под контролем российской стороны. Мы хотим оказать помощь, забрать животных к себе, потому что там, в клетках без еды и воды, они просто не выживут! Мы обращались уже во все инстанции: звонили на «горячую линию» Минобороны, в «Красный крест», но они перенаправляют нас друг к другу. Мы писали даже в администрацию президента. Но толком ответов ниоткуда нет. Мы понимаем, что, возможно, сейчас мало кому есть дело до животных, но мы готовы их взять, неужели нам никто не поможет, — обратились в редакцию «Блокнота» волонтеры.
Они надеются, что после публикации смогут найти тех, кто поможет им спасти животных.
Некоторые люди, находящие сейчас на территории Донбасса, объясняли, что готовы рассказать о своей ситуации, но — после эвакуации, когда все окончится благополучно. «Блокнот» будет публиковать истории людей, которым удалось вернуться к нормальной жизни и которые надеются на благополучный исход.
В последние несколько недель бои за Мариуполь приобрели крайне затяжной характер. Продвижение на дом-два в течение суток становится достижением. У многих эта ситуация невольно вызывает вопросы: почему эффективность нашей армии столь невысока? Как свидетельствуют многие солдаты и офицеры, принимающие участие в операции: в числе важнейших проблем низкая техническая оснащенность подразделений, недостаток отдельных видов стрелкового оружия. Чего же не хватает нашим войскам, чтобы наступать более активно? Разобрали эти и другие вопросы с экспертом.
Если вас обидели, если вас не слышат чиновники, если управляющая компания творит беспредел — пишите в нашу рубрику «Обращение в редакцию». Присылайте ваши письма на электронный адрес bloknotmoskva@gmail.com или пишите в WhatsApp по номеру 89508687378.
Фото: VK.com/ Объединение жителей ДНР (перекличка по городам)