Замглавы Актанышского района, объясняя родственнице умершего местного жителя, почему с его могилы спилили крест, заявила о нежелании видеть русских.
Грандиозный скандал продолжает разгораться из-за действий и заявлений татарских чиновников, которые даже не пытаются скрывать, что не желают видеть на «своей» территории русское население и православные храмы. Началось все в райцентре Актаныш, где с могилы местного жителя Виктора Смирнова спилили крест. Его свояченица Ирина Грегоржевская пыталась добиться справедливости от замглавы Актанышского муниципального района Райхан Галимяновой — а добилась лишь унижения, причем по национальному признаку.
Чиновница разговаривала с посетительницей только на татарском языке. Грегоржевская записала их беседу и сопроводила ее титрами с переводом, чтобы опубликовать в социальных сетях. По сути дела, Галимянова признала, что крест на могиле устанавливать не стоит — глава района Энгель Фаттахов якобы запретил это делать.
«Это надо решать, поэтому не могу без Энгеля Наваповича. Он сам сказал не ставить крест», — заявила замглавы района, прямым текстом высказав пожелание по поводу сохранения «национальной чистоты» и «татарскости» на вверенной ей территории.
«Я скажу вам одну вещь — не знаю, понравится ли она вам. У нас самый чистый татарский район… Мы хотим сохранить татарскость. Поэтому мы не хотим, чтобы сюда приезжало много русских и здесь были церкви. Я говорю открыто об этом… Я не представляю, как в каком-то месте Актаныша будет церковь… У нас задача от республики — освещать и охранять национальное», — заявила женщине Галимянова.
По свежим данным, на волне возникшего из-за видео ажиотажа она уже написала заявление об увольнении с формулировкой «по собственному желанию». В районной администрации подчеркнули, что это решение чиновницы связано с «последними событиями», и вопрос о ее отставке будет рассмотрен на заседании, которое пройдет в закрытом режиме — без допуска журналистов и представителей общественности.
Остается нерешенным вопрос о действиях полиции, которая после уничтожения креста на могиле Смирнова сначала приняла заявление от родственников покойного и признала, что имел место факт вандализма, а потом без объяснения причин закрыла дело. Нетрудно догадаться, при каких обстоятельствах это могло произойти, но объяснений по этому поводу никто пока официально не давал.
Энгель Фаттахов
Энгель Фаттахов, на которого в своей речи ссылалась Галимянова, — человек непростой. На протяжении пяти лет, с 2012 по 2017 годы, он возглавлял министерство образования Татарстана и активно насаждал в школьном обучении обязательные программы по татарскому языку. Актанышский район, который он возглавляет, — тоже непростой: тут родился первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, который добился независимости республики от Москвы.
СМИ предполагают, что Галимянову выставили в этом деле «стрелочницей» и поставили отдуваться за всех остальных — предположительно куда более высокопоставленных татарстанских чиновников, ратующих за «охрану национального».
Ранее родственники умершего Смирнова рассказывали журналистам, что ставить крест на могилу им настоятельно не советовали на всех уровнях. «Когда гроб уже закопали, смотритель кладбища нам заявил, что не рекомендует ставить на могилу крест, так как местные мусульмане могут его снести. И добавил, что мулла Руслан-хазрат не разрешает устанавливать кресты на православные могилы. Мы удивились таким требованиям, но все-таки поставили деревянный крест, зная, что действуем законно», — рассказала одна из родственниц покойного.