Даже в тяжелейших условиях Великой Отечественной войны находилось место для искусства. Солдаты возили с собой гармони или играли на инструментах, найденных в населённых пунктах, где они дислоцировались. Однако музыку сумели приспособить не только для души, но и для дела.
Как демонстрирует ряд задокументированных эпизодов, из неё получился отличное средство психологического давления на противника. А некоторым бойцам она и вовсе спасала жизнь.
И музыку можно превратить в оружие. /Фото: legaltechnique.org
Использование музыки в качестве инструмента морального давления на противника, оказывается, применялась довольно часто и по обе стороны фронта. Например, в период битвы за Сталинград известен яркий эпизод: красноармейцы включали немцам музыку, причём не случайную, а их любимые композиции, которые были популярны в Третьем Рейхе. Настроение мелодий было различное — от веселых до лирических, например, частенько звучала песня «Лили Марлен».
Битва за Сталинград продемонстрировала эффективность музыки как способа давления на немцев. /Фото: rg.ru
С помощью репродукторов или ручных громкоговорителей музыка разносилась в радиусе несколько километров. А работала эта тактика следующим образом. Лирические песни, рассказывающие о тоске солдат по любимой женщине, матери или родному дому, вызывали у военных вермахта аналогичные эмоции, и это действительно сказывалось на их боевом духе.
А вот весёлая музыка попросту сбивала немцев с толку: они не могли понять, почему во время боя играет незатейливый мотивчик, а некоторые начинали думать о целесообразности войны вообще.
Репродукторы успешно применялись и во время боёв на фронтах, а не только в городе для информации. /Фото: grigoriv.ru
Но не только музыка могла повлиять на эмоциональное состояние врага. Советское командование как-то решило зачитывать по громкоговорителям объявления о числе погибших немецких солдат. А чуть позже этот процесс модернизировали до такого механизма: музыка прерывалась, после чего включался метроном и отсчитывал семь секунд. Потом зачитывалась фраза, что каждые семь секунд умирает один немецкий солдат.
Такой алгоритм мог повторяться десяток-другой раз, а затем снова играла музыка. Именно этот отсчёт действовал на солдат вермахта сильнее всего.
Метроном на войне стал полноценным психологическим оружием. /Фото: wikiрedia.org
Аналогичными методами пользовались и для поднятие боевого духа самих красноармейцев: проигрывались весёлые и жизнерадостные мелодии, также лирические композиции. Бойцы Красной Армии любые песни, которые считали родными, воспринимали как дополнительную мотивацию для борьбы и скорейшего окончания войны.
Именно так получили всесоюзную популярность и песни, названные потом фронтовыми, например «Синий платочек» или «Темная ночь». Для исполнения последних иногда приглашали военные ансамбли.
Музыка была отличной мотивацией для советских солдат. /Фото: tass.ru
В истории Второй мировой войны сохранилось и несколько интересных эпизодов, когда один музыкант мог остаться в живых благодаря своему исполнению. Так, англичанин Джек Черчилль и шотландец Билл Миллин шли в бой, играя при этом на волынке. Причём оба не останавливались, даже когда погибали почти все их товарищи, а они при этом оставались живы.
Оба музыканта вошли в историю: Черчилль сумел своей игрой на волынке заставить сдаться в плен сразу 42 немцев, а Миллина не тронули вражеские снайперы, попросту посчитав его сумасшедшим.