Министр здравоохранения Алтайского края Дмитрий Попов считает, что рекордная смертность в регионе по итогам ноября, о которой сообщил Росстат, связана исключительно с ковидом. Алтайский край вошел в Топ-5 по приросту летальных исходов в сравнении с ноябрем 2019-го. Как объяснил Попов порталу «Амител», это произошло потому, что вторая волна коронавируса, принесшая множество смертей, обрушилась на регион как раз в середине осени.

Министр здравоохранения края не увидел никакого противоречия в статистических данных, согласно которым гибель инфицированных ковидом объясняет всего около половины от «лишних» смертей. Чиновник напомнил, что Росстат не публикует сведения в разрезе отдельных заболеваний. «Они (Росстат, – прим. ред.) показывают общую смертность, младенческую, смертность от ковида и связанных с ним заболеваний. Нет отдельных показателей по болезням системы кровообращения, органов дыхания, онкологии, внешних причин. Многие из них также спровоцированы ковидом. Таким образом, не виден их вклад в общую смертность», – пояснил Дмитрий Попов.

Впрочем, в данных Росстата вклад как раз виден: Алтайский край оказался лидером Сибирского федерального округа по числу летальных случаев среди пациентов с ковидом, у которых он был не основной причиной смерти — 959 человек. При этом непосредственно от коронавируса в ноябре в крае скончалось 377 людей. Из них у 326 человек сам вирус был идентифицирован, а у 51 пациента — нет. Всего в ноябре 2020 года в Алтайском крае оборвалась жизнь 4751 человека, тогда как годом ранее в регионе умерло 2564 человека.

Несмотря на эту информацию ведомства, показывающую все связанные с COVID-19 смерти, министр все равно уверен, что основной удельный вес смертности в ноябре составил COVID-19, внебольничные (вирусные) пневмонии, а также «ковид-ассоциированные заболевания». Это в первую очередь болезни системы кровообращения, они дали основной прирост по сравнению с прошлым годом. Дмитрий Попов отметил, что он опирается на статистику Минздрава, составленную на основе оперативных данных. «У нас вирусные пневмонии выросли просто многократно, в том числе и в ноябре, резко увеличилось число инсультов, инфарктов, летальных исходов с хронической ишемической болезнью сердца, сердечной недостаточностью, которые идут совместно с ковидом… Вот эти категории и дали основной вклад в скачок смертности», – объяснил негативную тенденцию Попов. Возможно, эти смерти связаны с ковидом опосредованно и вызваны отказом властей региона от плановой медпомощи, который на деле для части жителей обернулся полным отсутствием доступа к медицине, о чем многократно писали пользователи соцсетей.

Глава краевого Минздрава подчеркнул, что, несмотря на лидерство по приросту смертельных случаев в октябре и в ноябре, суммарно по количеству умерших Алтайский край имеет показатели ниже среднероссийских. «Такие высокие цифры в конце осени объясняются тем, что пик заболеваемости ковидом у нас пришелся на октябрь и ноябрь – отсюда и множество смертей. Другие регионы «выстрелили» позже, в декабре, поэтому там теперь будет более весомый прирост по смертям, чем в Алтайском крае», – привел аргументы чиновник. Он также добавил, что в декабре статистика в Алтайском крае сгладится, и регион уже не будет в числе антилидеров по приросту смертельных случаев за месяц. «Не могу рассуждать достоверно, но надеюсь и почти уверен, что в топе мы фигурировать не станем», — заключил министр.

В правительстве Алтайского края в свою очередь добавили, что прирост смертности в ноябре в Алтайском крае составил 85,3 % по отношению к ноябрю 2019 года. В октябре – 62,3 %. Как пояснили в региональном кабмине, октябрь и ноябрь текущего года, действительно, стали для края очень тяжелыми. Втора волна пандемии коронавируса вместе с резким эпидподъемом по ОРВИ и гриппу привели к серьезным потерям. Смертность в эти месяцы в крае резко возросла. В результате с начала года ситуация в Алтайском крае выглядит следующим образом: за январь – ноябрь 2020 года прирост смертности к аналогичному периоду прошлого года составил 11,7 %. При этом, по данным Росстата, рост смертности в 2020 году наблюдается в целом по Российской Федерации. В РФ этот показатель составил 13,9 %, в Сибирском федеральном округе – 12,5 %.

Напомним, что согласно данным статистики, в ноябре 2020 года в Алтайском крае оборвалась жизнь 4751 человека, тогда как годом ранее в регионе умерло 2564 человека. Таким образом, прирост составил 85,3 %. В России данный показатель выше только в Новосибирской области (+90,7 %), Оренбургской области (+92,7 %) и Ямало-Ненецком автономном округе (+93,6 %).

Также Росстат опубликовал статистику по количеству умерших в государстве людей, зараженных коронавирусной инфекцией. Алтайский край оказался лидером Сибирского федерального округа по числу летальных случаев среди пациентов с ковидом, у которых он бы не основной причиной смерти — 959 человек. При этом непосредственно от коронавируса в ноябре в крае скончалось 377 людей. Из них у 326 человек сам вирус был идентифицирован, а у 51 пациента — нет.

В сумме эти цифры о смертности пациентов напрямую от ковида и с ковидом от других причин объясняют только около половины всех «лишних» смертей в регионе. При этом недавнее исследование материалов информационного центра по мониторингу ситуации с коронавирусом (ИЦК) от портала «Медиазона» и редакции «Медузы» неплохо объясняет данный феномен. Согласно исследованию, группа регионов, в которую входит и Алтайский край, публикует данные ИЦК, занижая их на определенный коэффициент. Благодаря его применению графики смертности оперштаба и ИЦК выглядят схоже, отличаясь только масштабом. Например, данные оперштаба и портала «Стопкоронавирус» по погибшим в Алтайском крае всегда примерно вдвое ниже, чем в ИЦК. Минздрав региона до этого времени никак не комментировал эти сведения.