Местные жители рассказали «Блокноту», что заявления о якобы нанятом для отлова животных подрядчике — пустые слова, и проблема куда шире одного села.
Публикации СМИ, в том числе и «Блокнота», помогли жителям села Сафарово Учалинского района Башкирии в их попытках добиться справедливости: там стая беспризорных собак растерзала четырехлетнего мальчика Ильнара, а местные власти пытались отделаться отговорками и, по сути дела, бездействовали.
Теперь глава сельского поселения Ильдар Байбурин задержан — ему вменяют статью «Халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека». Но это мелочь: по словам жителей района, проблема существует на совсем другом, куда более высоком уровне.
В материалах следствия уточняется, что подозреваемый систематически игнорировал жалобы сафаровцев на разгуливающие по дворам стаи агрессивных собак, не рассмотрел ни одно из поданных гражданами заявлений и не обратился в специализированную организацию по отлову бродячих животных, с которой администрация Учалинского района ранее заключила соответствующий договор. В саму администрацию Байбурин тоже не обращался — даже когда ситуация откровенно вышла из-под контроля.
Даже когда в селе такой чудовищной смертью погиб маленький ребенок, глава Сафарово не соизволил заняться своими непосредственными обязанностями. В «Блокнот» обратилась жительница соседнего села и рассказала, что с момента гибели мальчика прошло три дня, уже состоялись похороны, а никаких очевидных мер по исправлению ситуации и защите людей так и не было предпринято.
Растерзанный собаками Ильнар. 27 апреля ему исполнилось бы пять лет
По ее словам, проблема существует давно, но в последнее время сильно обострилась: псы начали таскать кур, нападать на скот — и набрасываться на людей. Касается это не только Сафарово — просто раз уж именно там погиб ребенок, то и отдуваться придется, похоже, одному Байбурину. На самом же деле, пояснила обратившаяся в нашу редакцию местная жительница, бродячие собаки терроризируют весь Учалинский район.
Власти района после гибели Ильнара поспешили заявить, что 5 апреля выбрали подрядчика по отлову бродячих собак, и он уже проводит «все необходимые мероприятия». Но источники, близкие к районной администрации, рассказали «Ъ-Уфа», что контракт с ИП Рушаном Гариповым был подписан только 16 апреля — за день до смерти мальчика. Куда, в какую организацию при таком раскладе мог обращаться Байбурин за помощью в борьбе с беспризорными псами? Видимо, следствие в такие нюансы решило не вникать — хотя сам глава СКР Александр Бастрыкин поручил центральному аппарату ведомства взять дело на контроль.
В любом случае, в какой бы день ни был подписан этот злосчастный договор на отлов, он не выполнялся. «Нет никакого расстрела собак, никакие подрядчики не ходят не отлавливают. Четырех собак поймали, но две самые агрессивные, говорят, сбежали. Никакого отлова, те же самые собаки бегают, те же самые собачьи свадьбы. Но абсолютно никакого движения в эту сторону не было. У нас возле школы собаки гуляют постоянно, на детских площадках. В самом городе Учалы точно так же гуляют собаки, бездействие продолжается», — возмутилась обратившаяся в «Блокнот» жительница района.
Они с односельчанами составляли петицию об отмене закона, запрещающего отстрел бродячих собак. «То, что их отлавливают волонтеры, стерилизуют и вешают бирочки, проблему абсолютно не решает», — объясняют властям авторы обращения. Никаких результатов оно, понятное дело, не дало. Законодательство защищает безнадзорных домашних животных, а по факту это — дикие звери. И проблема с ними существует не на уровне Учалинского района, а в большинстве российских регионов.
Ильнара, который катался возле дома на велосипеде, разорвали на части. «У хозяев (родителей мальчика — прим. ред.) была собака, сучка. Ребенок на прогулку ее взял вместе с собой, пошел с ней. И, видимо, когда собаки напали, он, как говорят, обнял свою собаку, хотел ее защитить. И вот собаки растерзали малыша. Его собирали по частям — руки, ноги. Полчерепа у него вообще в другом месте валялось», — рассказала собеседница «Блокнота».
Получали мы жалобы на агрессивных собак и из Саратова: по словам обратившейся в нашу редакцию жительницы города, они буквально заполонили населенный пункт и бесчинствуют, нападая на детей. Женщина особо подчеркнула, что в этих стаях много чипированных животных.
В начале апреля в бурятском улусе Шэнэ-Буса бродячие псы заживо обглодали 84-летнюю местную жительницу. Ее тело, когда его нашли, было изуродовано до неузнаваемости и даже не очень напоминало по виду человеческие останки. Экспертиза установила, что во время нападения псов пенсионерка была жива — и скончалась от болевого шока, когда собаки выгрызали ей мягкие ткани лица и отрывали конечности. Поймать их после гибели женщины не удалось: стая скрылась в лесу. Народ в улусе, как и жители Сафарово, жалуются, что псы вконец обнаглели — нападают на телят, бросаются на людей средь бела дня. Незадолго до нападения на пенсионерку пострадала еще одна женщина — стая окружила ее, и одна из собак укусила за грудь, вырвав фрагмент мягких тканей.
Незадолго до Нового года в той же Бурятии — только уже в Улан-Удэ — бродячие псы напали на 20-летнюю Татьяну Лоскутникову, которая шла в поликлинику, повалили ее на землю и обглодали. Девушка выжила благодаря вмешательству прохожей, не побоявшейся шумом отогнать зверей.
«Она была сильно, конечно, покусана. Тело уже было вообще голое. В общем, состояние ее было страшное. На ноге такие глубокие укусы, аж сухожилия все было видно», — рассказала спасительница Татьяны. Другая женщина, помогавшая унести пострадавшую с мороза и вызвать скорую, говорит: «Она была в сознании, но, видимо, от боли уже не могла кричать. Она была уже вся без одежды, только в ботиночках. Тело все покусано до сухожилий и костей. Лицо тоже все покусано, в крови. Глазные яблоки наружу». Сейчас Татьяна понемногу восстанавливается, но она изуродована на всю оставшуюся жизнь, и ей предстоит еще множество мучительных курсов реабилитации и операций.
Примерно в те же дни стая собак убила женщину в Ухте и изувечила ее спутника. Останки погибшей, когда их, наконец, сумели отбить от голодных псов, были обглоданы до костей. Мэр города Магомед Османов заявил, что без разрешения на отстрел животных ничего сделать не может: у него связаны руки, ведь собак отлавливают, лечат, стерилизуют и чипируют за бюджетные деньги, а потом снова выпускают на улицы — и те из них, которые и до этого проявляли агрессию, продолжают ее проявлять, а некоторые становятся даже еще более злобными.
Османов заявил, что Госсовет Коми обратится в Государственную думу с инициативой о внесении изменений в закон о защите животных, и если правки будут приняты, решить проблему с нападениями собак на людей можно будет за неделю. Впрочем, как водится, громкими заявлениями мэр Ухты лишь привлек к себе излишнее внимание — и сам оказался объектом проверки: предполагается, что власти как-то должны предотвращать убийства людей собаками в рамках действующего законодательства.
Россияне в вопросе об отстрелах собак разошлись во мнениях. Но читатели «Блокнота», судя по итогам опросов на сайте нашего издания, в большинстве своем (свыше 85%) поддерживают эвтаназию для бродячих псов.