Сумма возврата иногда неприятно удивляет, и чтобы этого не произошло, важно знать несколько уловок, на которые идут кредитные организации.
Многие россияне стали обращать внимание на то, что размер банковского кешбэка значительно снизился. Возмущенные клиенты банков начинают обвинять в обмане кредитную организацию. Но правы они лишь отчасти, поскольку некоторые банки, рассказывая о плюсах своих бонусных программ, лишь мельком говорят о минусах, а иногда и умалчивают. К примеру, предпочитают не акцентировать внимание на том, что кешбэк начисляют не на все, а только на определенные виды покупок, или только первые три месяца.
Некоторым гражданам удалось «достучаться» своими жалобами до Банка России и Федеральной антимонопольной службы, вот они и направили рекомендации кредитным организациям, в которых требуют подробно раскрывать клиенту условия возврата денег от покупки. При этом ЦБ РФ и ФАС подчеркивают, что «раскрывать» надо все — и плюсы, и минусы бонусных программ.
Председатель совета Московской коллегии адвокатов «Андреев, Бодров, Гузенко и Партнёры» Андрей Андреев отметил, что многие россияне при выборе банка обращают внимание именно на бонусную программу. Однако адвокат не стал скрывать, что зачастую кредитные организации не дают полную и исчерпывающую информацию по начислению бонусных баллов.
«Да, эмитенты карт обещают высокий процент на все товары, повышенную ставку на определённые группы или покупки у партнёров. По факту же покупатель получает гораздо меньшую сумму обратно. Эта ситуация сравнима с рекламой кредитов: человек видит низкую цифру, а при расчёте у менеджера она оказывается выше, потому что есть ряд факторов, на неё влияющих», — пояснил Андреев.
Юрист говорит, что люди обычно не читают договор «от корки до корки», соответственно, не знают всех условий программы по возврату денег за покупки, тогда как их может быть много. Начисление идет после совершения покупок по карте на определенную сумму в течение 30 дней, возврат начисляется только после покупки, к примеру, не менее одной тысячи рублей, кешбэк «капает» только, когда покупают товары у определенных магазинов — партнеров банка и другие, перечислил адвокат.
Юрист адвокатского бюро Москвы «Соколов, Трусов и партнеры» Алина Козулина назвала еще одну уловку банка. Речь идет о внезапном решении банка изменить условия договора.
«Так, недавно в связи с ограничениями комиссии за услугу эквайринга ЦБ установил максимальный тариф — 1%. Вслед за этим крупные банки немедленно снизили предложения по кешбэку, который как раз и формируется за счёт комиссии с бизнеса за покупки по карте», рассказала эксперт.
Козулина предупредила, что оспорить такое решение невозможно, потому что оно оформлено в типовом соглашении, которое клиент подписывает. Банк имеет право вообще перестать начислять кешбэк без правовых последствий, уточнила юрист.
Необходимость держать услуги кешбэка на контроле — еще один подводный камень. Это значит, что через определенное время «слетают» начисления на определенные услуги или товары. Поэтому так важно постоянно обновлять приложение, просматривать и менять категории. К примеру, летом лучше подключить повышенный возврат к таким категориям, как «Развлечения», «Спорт», а с наступлением осени поменять категорию на «Аптеки, здоровье», советует Козулина.
Подсадить человека на покупки
У бонусной программы четкая задача — стимулировать потребителя к тратам. Чем больше покупаешь, тем больше кешбэк. Это толкает некоторых клиентов совершать все больше и больше покупок. Именно поэтому эксперты советуют перед покупкой ответить на вопрос: нужна ли она потребителю или нет. К банковской щедрости стоит относиться осторожно, потому что и условия будут другие, предупреждает старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Петр Гусятников.
«Прежде чем совершить дорогую покупку только потому, что за неё обещан высокий кешбэк, следует внимательно изучить условия предложения. Достаточно часто они ограничены временными рамками, предполагают какие-то другие траты, и вообще там могут содержаться любые условия, которые достаточно часто клиенты не выполняют по незнанию и, соответственно, не получают обещанного возврата», — рассказал старший управляющий партнёр юридической компании PG Partners Петр Гусятников.
Уловкой назвал юрист Павел Уткин условие, при котором банк ограничивает сумму месячного кешбэка условиями договора. А это значит, что клиент не может получить больше определенной суммы, даже если скупил полмагазина.
«Например, по условиям договора он получает возврат 3% с каждой покупки, но не более 3000 рублей в месяц. Таким образом, чтобы получить 3000 рублей, нужно потратить 100 тысяч рублей в месяц, но даже если клиент потратит 200 или 300 тысяч рублей в месяц, он всё равно не получит больше 3000 рублей кешбэка. Такое условие тоже очень часто становится сюрпризом», — рассказал ведущий юрист компании «Объединённый юридический центр »Парфенон».
Некоторые банки придумали «ловушку» для клиентов: чтобы получить возврат ему придется оформить платную подписку на какие-то сервисы кредитной организации или магазин. И какой бы незначительной не показалась сумма, все равно стоит посчитать выгоду, советует Уткин.
Баллы вместо денег
Все юристы в один голос называют самой любимой ловушкой банков кешбэк не деньгами, а баллами. Излишне сравнивать выгоду одного над другим, тем более что деньги можно потратить в любое время и на что хочешь, а баллы только на определенные товары, да и они тоже могут иметь срок годности.
Одним словом, главный совет всех экспертов — мало внимательно читать договор, нужно еще и следить за изменениями, которые банк публикует на своей странице.
Ранее сообщалось о том, что правительство возвращает россиянам деньги за путевки.
Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в России и мире, подписывайтесь на наш канал в Telegram.