Москва, 09.06.2021, 20:00:23, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Юлия Якобсон.
Не только принц Гарри заставляет краснеть всех приличных людей: поведение отпрысков монархий зачастую ставит обычных людей в тупик. Например, зачем осознанно позорить свою семью — людей, давших тебе не только великолепную утоптанную площадку в жизни, но и бескрайние перспективы самореализации? Таким был и Николай Константинович — великий князь (читай: принц) Романов.
Семья была настолько ошарашена его безудержным и нелогичным поведением, что отослала на вечное поселение аж в Среднюю Азию. Но и там отметился, далеко не с лучшей стороны. Вор, игрок, повеса — полностью аморальная личность, которую Романовы вынуждены были терпеть.
А начиналось всё неплохо — с военной, как водится, карьеры. Были попытки увлечения наукой, но деградация личности началась слишком рано. Внук Николая I жил на разрыв ноздри, нимало не волнуясь о репутации — ни своей, ни династической.
- Как внук царя Николая I позорно проворовался
- Как князь Николай ученым решил стать
- Бизнесмен. Двоеженец. Прожектёр
Как внук царя Николая I позорно проворовался
Одно дело — проиграть в карты, имея на руках выигрышную комбинацию, другое — прожечь жизнь без остатка и бесславно. Первый явный гол в свои собственные ворота князь Николай Константинович забил, когда начал воровать во дворце бриллианты. Случай выдающийся — воровать у себя же могут только наркоманы или психические нездоровые люди.
14 апреля 1874 года в Мраморном дворце разразился скандал — пропали реликвии дома Романовых. Подозрение пало на прислугу, но позже выяснилось, что дело куда хуже — вором оказался князюшка, родная кровь. Для его матери это был удар невероятной силы, мудрая женщина сразу же поняла, что знак плохой. А отец не стал ударяться в психологию и символогию, а сразу вызвал жандармов. История дурно пахла, а сам мсье вор Николай Константинович глумливо улыбался и виновным себя не считал. Дескать, брильянты все равно наши, какая разница, куда их дел кто-то из членов семьи. На тот момент мужчине было 24 года, так что назвать его малолетним дебилом язык не поворачивается.
Деньги он просадил, как водится, на женщин. Некая Фанни Лир — танцовщица из США — потом об их романе написала банальные мемуары. Но даже эта продажная особа не отрицает вины князя. Она милостиво поясняет дурной поступок клептоманией, а себя всячески выгораживает — он сам пришел. С бриллиантами Романовых.
Так как делу был дан официальный ход, князя могли забрить в солдаты или сослать на каторгу — так велел закон. Но тут семья решила подзамять дело и выбрала компромисс, о котором потом пожалеет многажды. Князь-вор был объявлен сумасшедшим, которого следовало изолировать от общества и лечить принудительно.
Дурачка лишили всех титулов, званий и наследства, навечно выслав из столицы и вычеркнули из всех бумаг, касающихся императорского дома. Такие не нужны даже в виды видавшей династии Романовых.
Как князь Николай ученым решил стать
Семья не просто вычеркнула позорное явление из своей жизни, она проконтролировала важную вещь. После высылки из Петербурга князю нигде не давали осесть и обосноваться в обществе. Николай был вынужден постоянно переезжать, так что за шесть лет он сменил десять локаций, двигаясь на юго-запад: Владимирская область, Умань, Тывров в Винницкой области, почти Молдавия и так далее.
Другой бы спился, а вот у Николая Константиновича открылся новый мир. Путешествия пошли ему на пользу, как и народная молва, которая постоянно провожала его злым тихим словом. Князь подался в ученые, решив, что ему интересен Восток. Он даже вынашивал идею Амударьинской экспедиции, ведь в изгнании с ним были научные труды и возможность работы с консультантом.
Осев в Оренбурге, Николай Константинович, не нуждавшийся в деньгах, реализовал экспедицию от Петербурга до Перовска, строя попутно прожекты о строительстве железной дороги из Петербурга в Туркестан. Ориенталистика явно пошла на пользу молодому человеку, правда, ненадолго — уж очень увлекающаяся натура это была.
Бизнесмен. Двоеженец. Прожектёр
Личная жизнь у князя бурлила, вскоре он женился на дочери оренбургского полицейского чина. Надежда Александровна Дрейер даже не подозревала, какое сложное счастье ее ждет. О тайном браке, морганатическом со всех сторон, вскоре прознала семья и высказала свое мнение.
Синод потребовал признать брак недействительным и покинуть Оренбург обоим, Коле и Наде. Инцидент, впрочем, быстро исчерпали, решив, что князь теперь будет хотя бы под присмотром любимой женщины. Скрепя сердце, паре позволили осесть в столице Туркестана — Ташкенте, правда, фамилию заставили сменить. Искандер — так стал зваться князь и его супруга Надежда.
И тут князь раззудил плечо, оставив по себе хорошие воспоминания в этом богом забытом крае. Он провел работы по мелиорации (на деньги династии, разумеется, они его не оставляли своим финансовым вниманием), оживил пустынные степи, заставил город похорошеть и развил там предпринимательство. На папины деньги Николай чувствовал себя абсолютно уверенно, но держался в рамках приличия. Когда не бил генерал-губернатора по морде, конечно (был такой инцидент).
Его непринужденное поведение как-то озадачило даже жену. Будучи в браке с Надеждой Дейер, он повторно женился на барышне-казачке Дарье Часовитиновой. Не переживая из-за своего двоеженства, он позволял себе появляться в обществе с обеими супругами. Сумасшедший, что возмешь!
Николай Константинович умер 27 января 1918 года от воспаления легких. Надежде — княгине Искандер — разрешили похоронить горе-князя у военного собора.