Общественный активист увидел гниль и грязь школьной кухни

Как кормит детей один из крупнейших поставщиков питания в Петербурге.

Гнилая еда, антисанитария, курящие повара и разваливающаяся техника. Так кормит детей один из крупнейших поставщиков детского и школьного питания в городе – компания АО «Флоридан». Общественный активист Павел Бойченко проработал в одной из столовых почти два месяца и рассказал о том, почему блюда со школьной тарелки есть опасно для жизни.

Знакомство со школьной кухней у нашего героя началось в октябре 2020 года, когда в разгаре была пандемия. Как и многие другие, Павел Бойченко искал подработку в то время. Увидев вакансию о подработке на производстве решил устроиться в одну из крупнейших компаний-поставщиков детского питания фирму АО «Флоридан». О том, как попытка заработать денег и чудовищные воспоминания заставили Павла стать активистом, читайте в нашем расследовании.

НИ ПРОДУКТОВ, НИ ЛЮДЕЙ

«5 октября я связался по вакансии с отделом кадров «Флоридана». После звонка был отправлен в гимназию 631 (бывшая школа 44) на улицу Школьную, 66 для встречи и знакомством с заведующей столовой и главным поваром Марией В. Она рассказала о требованиях, обязанностях, озвучила график работы: пятидневный рабочий день с 8:30 до 15:30, при заработной плате в 25 тысяч рублей. Меня все устроило. После показала зал.

В мои обязанности входило накрывать на столы, расставлять еду в соответствии с заявками (которые учителя подают перед приёмом пищи); убирать со столов грязную посуду; поддерживать чистоту в зале; после рабочей смены мыть столы и пол. На самом деле, я выполнял не только это. На мне был и разлив напитков по стаканам, чистка овощей, перенос продуктов со склада на кухню», — рассказал Павел.

Общественный активист увидел гниль и грязь школьной кухни

Согласившись со всеми условиями, претендент получил адрес офиса «Фирма Флоридан» для дальнейшего трудоустройства. Нужно было поехать на следующий день. 6 октября Бойченко посетил офис компании во время которого, усталая на вид женщина, отправила оформлять санитарную книжку, но перед этим честно сказала, что проще ее купить, и даже посоветовала несколько компаний, занимающихся их изготовлением.

Во время второй поездки в офис компании, потребовалось также предоставить военный билет и диплом о наличии образования, а также банковские реквизиты карты Сбербанка для перечисления зарплаты. Завели новую трудовую книжку.

Общественный активист увидел гниль и грязь школьной кухни

«Выходить на работу в гимназию 631 нужно было уже на следующий день, 8 октября. Следующие несколько дней, я выполнял свои обязанности, находясь в зале (где осуществляется приём пищи детьми), в складские помещения и на кухню не заходил. К концу недели освоившись, уже ходил везде. Удивило следующее: в столовой было два повара: главный повар Мария В., которая имела опыт работы и Юлия П., окончившая поварские онлайн-курсы и вообще непонятно каким образом допущенная до питания детей. На мои вопросы мне отвечали, что устроиться работать в столовую может даже бомж с улицы, если сможет выглядеть опрятно и предоставить необходимые документы. Имеются ли навыки готовки у претендентов, никто не проверяет», — объясняет Бойченко.

Кроме поваров, в столовой работают еще три человека, занимающиеся другие обязанности. Катерина специализировалась на чистке овощей и помогала в готовке, Майя работала в основном на мойке, Павел – в зале (накрывал на столы, убирал грязную посуду, поддерживал порядок). В школе также есть буфет, где всем заведует отдельный человек.

«С первых дней работы сложно было не заметить проблемы и недочеты, которые имелись в организации питания на всех уровнях. Медленная работа на мойке приводила к накоплению большого количества посуды и отходов питания. Сама мойка производилась механически, без соблюдения правила о необходимости нагревать вилки и ложки до высокой температуры в духовке для обеззараживания. На прокаливание столовых приборов просто не было времени. Как итог, часто посуда мылась максимально посредственно. Такими же были и условия хранения продуктов. Правила подачи некоторых позиций меню происходили с нарушениями из-за нехватки времени и сотрудников для выполнения тех или иных задач», — утверждает активист.

Общественный активист увидел гниль и грязь школьной кухни Общественный активист увидел гниль и грязь школьной кухни Общественный активист увидел гниль и грязь школьной кухни Общественный активист увидел гниль и грязь школьной кухни

Компания-поставщик продуктов построила логистику максимально нелогично. В идеале, если в столовой заканчиваются некоторые позиции, фирма должна прислать машину, в которой будет всё необходимое для бесперебойной работы. На деле всё было иначе: есть несколько машин, каждая из которых доставляет свой набор продуктов (например, молочные, овощи, фрукты, хлеб и др.). Если закончилась морковь, то привезут её только через несколько дней и только в дни доставки, поэтому сотрудникам приходилось ходить в ближайший магазин, чтобы закупать недостающее за свой счет.

«Если бы повара готовили всё по технологическим картам, было бы невозможно есть блюда, каждый суп был бы пустой, некоторых ингредиентов часто требовалось вдвое больше, чем положено. Не всегда хватало продуктов ещё и по причине их качества. В первую очередь речь про фрукты и овощи, немалую часть которых приходилось просто выбрасывать. К примеру, картофель, внешне нормальный, тоже зачастую был местами зеленый или подгнивший, поэтому приходилось докупать нормальный или класть его в суп при готовке меньше».

Общественный активист увидел гниль и грязь школьной кухни

Продукты в гимназию поставляли с нарушением СанПиНа: на личных машинах их привозили разнорабочие не в халатах и перчатках, и в не очень свежей на вид одежде, а овощи и фрукты могли быть подгнившими.

Повара также постоянно были без перчаток. Их вообще носил только сам Павел, Майя и Екатерина, и то только тогда, когда помогали накрывать на столы – в зале. А когда никто не видел, их снимали — неудобно же.

Общественный активист увидел гниль и грязь школьной кухни

ЗАМЕТАЯ СЛЕДЫ

«В разгар второй волны коронавируса сразу две сотрудницы (Катерина и Майя) отправились на больничный, из-за чего вся работа в период с 16 по 22 ноября легла на оставшихся поваров и меня. Разумеется, ни о какой доплате за неделю столь интенсивной работы и выполнения чужих обязанностей, речь не шла. Фирма даже не прислала человека на замену», — жалуется Павел.

Вот только 17 ноября школьная столовая неожиданно стала печально знаменитой. В социальных сетях и СМИ стало распространяться видео с «Крепостным супом», в котором не было ничего кроме бульона.

«Это был серьезный залет, но все понимали, что такой суп — это результат недостаточного количества продуктов. Но в компании решили, что это ошибка поваров. В столовую, начиная с 18 ноября, регулярно стали приезжали кураторы «Флоридан», которых до этого момента я ни разу не видел. А еще мы начали заметать следы. Практически сразу, главный повар переклеила поверхности столов в зале, чтобы отвести подозрения от данной гимназии и смело заявлять в дальнейшем, что суп был заснят в другом месте, так как рисунок покрытия в видео не соответствует имеющемуся», — утверждает активист.

Общественный активист увидел гниль и грязь школьной кухни Общественный активист увидел гниль и грязь школьной кухни Общественный активист увидел гниль и грязь школьной кухни Общественный активист увидел гниль и грязь школьной кухни

24 ноября с проверкой в школьную столовую приехали сотрудники прокуратуры и Роспотребнадзора. К тому моменту кухню уже успели привести в должный вид. Но бывший сотрудник предприятия в интервью каналу «78» сообщал, что при взятии образцов для микробиологических исследований было выявлено наличие микроэлементов в одном из блюд (плове). Собеседник предположил «кишечную палочку или что-то вроде того». По итогу заведующую столовой, Марию В., оштрафовали на 20 тыс. рублей, что при её зарплате – большие деньги.

Общественный активист увидел гниль и грязь школьной кухни Общественный активист увидел гниль и грязь школьной кухни

В тот же день, 24 ноября, у Павла состоялся интересный разговор с работницей буфета, в то время как прокуратура проводила необходимые действия. Пока женщина забирала готовую еду с кухни для дальнейшей продажи у себя в буфете, она рассказала, как работники «Флоридана» перерабатывают, как исполняют левые обязанности, как «Флоридан» закупает продукты по завышенным ценам. Жаловалась, что сотрудников должно быть больше, но на этом «Флоридан» экономит, а также на условиях труда.

В распоряжении редакции имеется расшифровка аудиозаписи, подтверждающая данные факты.

ЛУЧШЕ КОРМИТЕ ДОМА

Перед Новым Годом Бойченко уже понимая все нюансы школьного питания написал заявление об увольнении по собственному желанию и, отработав 2 недели, получил окончательный расчет и документы в офисе. Выводы за два с лишним месяца работы в школьной столовой неутешительные.

«Экономия «Флоридана» на сотрудниках и уборщицах очень сильно сказывается на порядке, санитарии, чистоте – для всего этого было время только после работы. Очень много моментов указывают на финансовые махинации фирмы. Ради прибыли экономили не только на сотрудниках. Продукты закупали по завышенной цене. Например, школе показывали документы, что яйца купили по 300 рублей, а реально их покупали на оптовой базе по 50. Вероятно, подмороженная картошка и гниющие мандарины в накладных также имеют немалую цену, несмотря на отвратительное качество», — делится своими впечатлениями Павел.

По его словам, вся техника в столовой очень старая: у духовок, например, отваливались ручки, и приходилось приматывать их изолентой. В СССР делали качественно, но всему есть свой предел. Ни о какой замене громоздкой советской техники на новую и речи не было. Инвентарь также оставлял желать лучшего: ножи были затуплены регулярной работой до крайней степени, и необходимо было практически каждый день их затачивать.

Общественный активист увидел гниль и грязь школьной кухни Общественный активист увидел гниль и грязь школьной кухни Общественный активист увидел гниль и грязь школьной кухни

«Фотографии ломящихся от еды столов, которые «Флоридан» может предоставить в качестве оправданий, лишь фикция, — вспоминает активист. — Я дважды в день накрывал такой стол, затем стол фотографировался, после чего продукты с него отправлялись обратно на кухню. Для примера: вот «отчётный стол», а теперь стол не для фотографии; отдельно помидоры в тарелке с «отчётного стола» и позади них тарелки с обычными».

Общественный активист увидел гниль и грязь школьной кухни Общественный активист увидел гниль и грязь школьной кухни

Повара – это люди, которые приходят в пять утра, чтобы успеть все приготовить, а уходят только лишь после шести вечера, которые покупают продукты за свой счет в случае недостачи на складе. Те, кто выполняют иные обязанности по кухне, часто перерабатывают. Однако, с другой стороны, и они не без греха.

«Поскольку столовая в школе, а места для курения в образовательных учреждениях отсутствуют, то повара позволяли себе курить прямо на рабочем месте. Ну это для них тоже было нормой», — вспоминает Бойченко.

Общественный активист увидел гниль и грязь школьной кухни

Сейчас Павел Бойченко на общественных началах разбирается в проблемах школьного питания не только в столовых компании «Флоридан», но и по всему Петербургу. И как утверждает активист, ситуация везде одна и та же.

«Хотите, чтобы ваш ребенок не отравился? Давайте ему еду с собой. Качество питания в частных фирмах отсутствует от слова совсем. Они сначала заключают контракты по заниженным ценам, чтобы выиграть конкурсы, а потом кормят детей … (по этическим нормам мы не можем опубликовать слово собеседника, характеризующее качество питания – прим.) Для компаний-поставщиков дети — это бизнес. Их здоровье никому не интересно».

На АО «Фирма Флоридан» и ранее поступали жалобы на качество предоставляемых комбинатом услуг, о чем сообщали городские СМИ.

Со стороны УФАС комбинат питания трижды привлекался к ответственности за участие в картельных сделках. В октябре 2018 года Санкт-Петербургское УФАС России признало нарушение в действиях АО «Фирма Флоридан», ООО «Воскресенье» и АО «КСП Василеостровского района». С нарушением антимонопольного законодательства, было проведено 50 аукционов.

В августе 2020 года «Флоридан» вновь стал фигурантом дела за картельные сговоры на рынке питания. В связке с компанией работали АО «Артис-детское питание», ООО «база Мария» и ООО «Лимак-Нева». Между ними произошел сговор при участии в 49 закупках в школах и детских садах Выборгского и Приморского районов города. Сумма закупок превысила 1,4 млрд рублей.

Последний картель с участием «Фирмы Флоридан» был выявлен УФАС в декабре 2020 года. Комбинат по «отработанной схеме» работал с «Артис-детское питание», но на торгах в Кировском районе. Общая стоимость 14 аукционов, фигурирующих в расследовании антимонопольной службы, превысила 450 млн рублей. Данное решение «Флоридан» пытается оспорить.