33 года назад на Транссибе погибли более 500 человек.
Железнодорожный транспорт считается одним из самых безопасных в мире, однако иногда случаются исключения. 3 июня 1989 года, 33 года назад, в Советском Союзе произошла крупнейшая за всю историю страны железнодорожная катастрофа, в которой погибли более 500 человек.
На 1710-м километре Транссибирской магистрали установлен памятный знак — мемориал с восьмиметровым монументом. Его открыли в 1992 году и с тех пор люди приносят к нему цветы.
Трагедия произошла в ночь с 3 на 4 июня на перегоне Аша — Улу-Теляк. В момент прохождения двух пассажирских поездов произошел взрыв из-за утечки газа на проходившем рядом трубопроводе «Западная Сибирь — Урал — Поволжье».
Люди ехали на отдых и с отдыха — один поезд по маршруту «Новосибирск — Адлер», другой следовал в обратном направлении из Адлера в Новосибирск. На проходившем рядом трубопроводе образовалась узкая щель длиной 1,7 метра, через которую и начал просачиваться газ. Примерно за три часа до прохождения поездов давление в трубопроводе упало, но дежурный персонал не стал искать утечку, а лишь «прибавил газку». Газ скопился в низине, по которой и проходила дорога, образовалось «газовое озеро».
Именно здесь и встретились два состава. В момент прохождения поездов возникла искра, на перегоне прогремел мощный объемный взрыв, сравнимый по мощности со взрывом ядерной бомбы в Хиросиме. Сила была такой, что в городе Аша, до которого было 10 километров, выбило стекла. На месте ЧП вспыхнул гигантский пожар площадью около 250 гектаров.
«Во втором часу ночи по местному времени со стороны Башкирии взметнулось яркое зарево. Столб огня взлетел вверх на сотни метров, затем докатилась взрывная волна. От грохота в некоторых домах вылетели стёкла», — вспоминал житель Аши Геннадий Верзян.
Так случилось, что оба поезда немного опаздывали, поэтому оказались на перегоне одновременно. В них находились 1284 пассажира и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Ударная волна сбросила с путей 11 вагонов, 7 из них полностью сгорели. Оставшиеся 27 вагонов сильно обгорели как внутри, так и снаружи.
Ситуацию осложняло то, что до места ЧП было трудно добраться. Выжившие помогали друг другу, кто мог — уходил из огня. Часть раненых смогла дойти до ближайших населенных пунктов. Жители соседних деревень сразу бросились оказывать помощь — были волонтерами, приносили еду. Позже на место катастрофы направили медиков и спасателей, в том числе на вертолетах.
«У меня до сих пор перед глазами, как люди выползали из огня. Впервые я увидел, как горит человек: синим пламенем, как газ», — рассказал «Ленте.ру» бывший милиционер Анатолий Безруков.
«У каждого больного дежурил доброволец, сестёр же столько не наберёшь, и ещё была очередь, чтобы занять это место, — рассказал врач-реаниматолог Владислав Загребенко. — Они тащили котлеты, картошку, всё, что раненые просили… Известно, что этим больным нужно много пить. Но такого количества компотов я представить себе не мог: все подоконники были уставлены, весь пол. Площадь перед корпусом была заполнена волонтёрами. Вся Аша поднялась на помощь».
Но время было упущено, а характер травм был тяжелым. Пострадавших везли во все крупные больницы в окрестностях — в Уфу, Челябинск, Казань, Новосибирск, Барнаул и Москву. Увы, более 300 человек умерли в больницах. По официальным данным погибли 575 человек, по неофициальным — 645. Расхождения в цифрах возникли из-за детей, раньше их данные не указывали — часто на малышей билеты не покупали, а многие ездили за небольшую плату в купе проводников. Более 600 человек стали инвалидами, получив тяжелые ожоги и телесные повреждения. Среди погибших был 181 ребенок.
Советские газеты сообщили о происшествии кратко.
«3 июня в 23 часа 14 минут по московскому времени на продуктопроводе сжиженного газа в непосредственной близости от участка железной дороги Челябинск — Уфа в результате аварии возникла сильная утечка газа. При прохождении двух встречных пассажирских поездов назначением Новосибирск — Адлер и Адлер — Новосибирск произошли взрыв большой силы и возгорание. Имеются многочисленные жертвы», — говорилось в одном из них.
В стране 5 июня объявили траур.
Родные искали погибших еще долго. От многих буквально ничего не осталось. Среди тех, кто был в том поезде — почти вся юношеская хоккейная команда «Трактор — 73», двукратные чемпионы СССР. И много других детей, которые ехали на отдых к Черному морю. Родители искали хоть какие-то зацепки — сережки, одежду, что угодно, чтобы опознать…
Версий ЧП было несколько. Утечка газа из-за повреждения газопровода при его строительстве или из-за коррозии, ток от железной дороги, искра от торможения, брошеный окурок. Судебное разбирательство длилось 6 лет, были предъявлены обвинения девяти должностным лицам, но приговоры все мягкие, часть сразу же вышла по амнистии. Газопровод в итоге закрыли.
Каждый год у памятного знака проходит траурный митинг. Каждый год родные и близкие погибших вспоминают их и молятся, чтобы трагедия не повторилась.
Ранее эксперты рассказали, по каким российским регионам могут ударить переданные Украине американские реактивные системы. Ракетные системы HIMARS — это аналог российских РСЗО «Ураган», которые могут стрелять ракетами различной дальности. После передачи такого вооружения у Киева появится возможность стрелять американскими ракетами по российским регионам. В первую очередь под ударом могут оказаться Курская и Брянская области.