Огненный ад хуже Хиросимы: вспоминаем самую страшную аварию на железной дороге в истории страны

33 года назад на Транссибе погибли более 500 человек.

Железнодорожный транспорт считается одним из самых безопасных в мире, однако иногда случаются исключения. 3 июня 1989 года, 33 года назад, в Советском Союзе произошла крупнейшая за всю историю страны железнодорожная катастрофа, в которой погибли более 500 человек.

На 1710-м километре Транссибирской магистрали установлен памятный знак — мемориал с восьмиметровым монументом. Его открыли в 1992 году и с тех пор люди приносят к нему цветы.

Огненный ад хуже Хиросимы: вспоминаем самую страшную аварию на железной дороге в истории страны

Трагедия произошла в ночь с 3 на 4 июня на перегоне Аша — Улу-Теляк. В момент прохождения двух пассажирских поездов произошел взрыв из-за утечки газа на проходившем рядом трубопроводе «Западная Сибирь — Урал — Поволжье».

Люди ехали на отдых и с отдыха — один поезд по маршруту «Новосибирск — Адлер», другой следовал в обратном направлении из Адлера в Новосибирск. На проходившем рядом трубопроводе образовалась узкая щель длиной 1,7 метра, через которую и начал просачиваться газ. Примерно за три часа до прохождения поездов давление в трубопроводе упало, но дежурный персонал не стал искать утечку, а лишь «прибавил газку». Газ скопился в низине, по которой и проходила дорога, образовалось «газовое озеро».

Именно здесь и встретились два состава. В момент прохождения поездов возникла искра, на перегоне прогремел мощный объемный взрыв, сравнимый по мощности со взрывом ядерной бомбы в Хиросиме. Сила была такой, что в городе Аша, до которого было 10 километров, выбило стекла. На месте ЧП вспыхнул гигантский пожар площадью около 250 гектаров.

Огненный ад хуже Хиросимы: вспоминаем самую страшную аварию на железной дороге в истории страны

«Во втором часу ночи по местному времени со стороны Башкирии взметнулось яркое зарево. Столб огня взлетел вверх на сотни метров, затем докатилась взрывная волна. От грохота в некоторых домах вылетели стёкла», — вспоминал житель Аши Геннадий Верзян.

Так случилось, что оба поезда немного опаздывали, поэтому оказались на перегоне одновременно. В них находились 1284 пассажира и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Ударная волна сбросила с путей 11 вагонов, 7 из них полностью сгорели. Оставшиеся 27 вагонов сильно обгорели как внутри, так и снаружи.

Огненный ад хуже Хиросимы: вспоминаем самую страшную аварию на железной дороге в истории страны

Ситуацию осложняло то, что до места ЧП было трудно добраться. Выжившие помогали друг другу, кто мог — уходил из огня. Часть раненых смогла дойти до ближайших населенных пунктов. Жители соседних деревень сразу бросились оказывать помощь — были волонтерами, приносили еду. Позже на место катастрофы направили медиков и спасателей, в том числе на вертолетах.

«У меня до сих пор перед глазами, как люди выползали из огня. Впервые я увидел, как горит человек: синим пламенем, как газ», — рассказал «Ленте.ру» бывший милиционер Анатолий Безруков.

«У каждого больного дежурил доброволец, сестёр же столько не наберёшь, и ещё была очередь, чтобы занять это место, — рассказал врач-реаниматолог Владислав Загребенко. — Они тащили котлеты, картошку, всё, что раненые просили… Известно, что этим больным нужно много пить. Но такого количества компотов я представить себе не мог: все подоконники были уставлены, весь пол. Площадь перед корпусом была заполнена волонтёрами. Вся Аша поднялась на помощь».

Огненный ад хуже Хиросимы: вспоминаем самую страшную аварию на железной дороге в истории страны

Но время было упущено, а характер травм был тяжелым. Пострадавших везли во все крупные больницы в окрестностях — в Уфу, Челябинск, Казань, Новосибирск, Барнаул и Москву. Увы, более 300 человек умерли в больницах. По официальным данным погибли 575 человек, по неофициальным — 645. Расхождения в цифрах возникли из-за детей, раньше их данные не указывали — часто на малышей билеты не покупали, а многие ездили за небольшую плату в купе проводников. Более 600 человек стали инвалидами, получив тяжелые ожоги и телесные повреждения. Среди погибших был 181 ребенок.

Советские газеты сообщили о происшествии кратко.

«3 июня в 23 часа 14 минут по московскому времени на продуктопроводе сжиженного газа в непосредственной близости от участка железной дороги Челябинск — Уфа в результате аварии возникла сильная утечка газа. При прохождении двух встречных пассажирских поездов назначением Новосибирск — Адлер и Адлер — Новосибирск произошли взрыв большой силы и возгорание. Имеются многочисленные жертвы», — говорилось в одном из них.

В стране 5 июня объявили траур.

Огненный ад хуже Хиросимы: вспоминаем самую страшную аварию на железной дороге в истории страны

Родные искали погибших еще долго. От многих буквально ничего не осталось. Среди тех, кто был в том поезде — почти вся юношеская хоккейная команда «Трактор — 73», двукратные чемпионы СССР. И много других детей, которые ехали на отдых к Черному морю. Родители искали хоть какие-то зацепки — сережки, одежду, что угодно, чтобы опознать…

Версий ЧП было несколько. Утечка газа из-за повреждения газопровода при его строительстве или из-за коррозии, ток от железной дороги, искра от торможения, брошеный окурок. Судебное разбирательство длилось 6 лет, были предъявлены обвинения девяти должностным лицам, но приговоры все мягкие, часть сразу же вышла по амнистии. Газопровод в итоге закрыли.

Каждый год у памятного знака проходит траурный митинг. Каждый год родные и близкие погибших вспоминают их и молятся, чтобы трагедия не повторилась.

Огненный ад хуже Хиросимы: вспоминаем самую страшную аварию на железной дороге в истории страны

Ранее эксперты рассказали, по каким российским регионам могут ударить переданные Украине американские реактивные системы. Ракетные системы HIMARS — это аналог российских РСЗО «Ураган», которые могут стрелять ракетами различной дальности. После передачи такого вооружения у Киева появится возможность стрелять американскими ракетами по российским регионам. В первую очередь под ударом могут оказаться Курская и Брянская области.