Деньги зарубежных заказчиков и пожертвования студентов ФБК тратило на зарубежный отдых своего босса.
Фонда борьбы с коррупцией (признан в России иностранным агентом) Алексея Навального годами публиковал компромат на высших чиновников и топ-менеджеров, выставляя их исключительно в черном цвете. Себя же ФБК на контрасте представлял как безгрешных рыцарей на белых конях. Однако всё оказалось далеко не так безоблачно в биографии Фонда и самого Навального.
Основной источник ФБК – денежные пожертвования. Но пожертвования это лишь канал. А вот кто посылает средства на счет фонда, это большой вопрос. Например, таким способом зарубежные заказчики оплачивают команде Навального ее труд – создание заказных расследований. Эти фильмы крайне резонансны, и при этом очень затратны. Поэтому, разумеется, средства туда вливаются огромные, ценник высок.
За такой ценник ФБК попирает любые принципы, в том числе собственные. Деньги щедро тратятся на подкуп должностных лиц, проникновение в ведомственные базы данных, публикация персональных данных, направленная интерпретация фактов. Всё это потом окупится новыми заказами.
То есть ФБК хоть и ставит главной своей задачей борьбы с преступностью, однако не гнушается постоянно нарушать закон. Причем делает в интересах западных политиков и западных бизнесменов. Обращающиеся к нему предприниматели грубо нарушают закон о конкуренции, заказывая своих оппонентов из России.
Но самый главный вопрос: как тратились эти пожертвования. Бывший замглавы московского штаба Навального, юрист ФБК Виталий Серуканов, который разочаровался в политике босса и покинул стан навальнистов рассказывает в своей разоблачительной книге «Привет, это Навальный», что шли деньги на отдых Навального и членов его семьи за границей.
Так в конце 2020 года, когда Навальный «реабилитировался от последствий отравления» в Германии, он летал на Канарские острова. Этот факт подтвердила немецкая полиция. Оппозиционер отправился на Канары 28 декабря. Позднее в России Навальный заявлял, что не мог вернуться в Россию раньше, поскольку «долечивался», поэтому и не мог явиться отмечаться в инспекции ФСИН. Но выходит был он далеко не только в Германии на лечении.
Своих средств у Навального немного. Но при этом дочь он отправил учиться в Стэнфордский университет в США. Средств немного, но открыт доступ к средствам ФБК, куда шлют деньги, в том числе школьники и студенты – основная аудитория Навального. Денег у молодежи немного, поэтому ответственность получателя этих средств огромна. И молодежь явно не должна оплачивать излишества, которым этот получатель предается.
Сотрудники ФБК и избирательных кампаний несут административно-уголовные риски, их никуда не берут на работу, им платят символические деньги, – рассказывает в своей книге Виталий Серуканов, – но когда ты попадешь в беду, то если ты не директор ФБК или пресс-секретарь Навального, к тебе будет отношение как к обычному волонтеру. В итоге этими людьми, которых привозили автозаками, как при Сталине вагонами, занимались «ОВД-инфо», «Открытка», «Русь сидящая». То есть лишь верхушка ФБК была допущена к средствам, держа их под строгим контролем, не распределяя лишнего для рядовых сотрудников, но допуская излишества для себя.
Единства и мира, солидарности в команде Фонда Навального не было. Эти люди не несли друг другу того позитива, которого они на словах желают всей стране. В среде навальнистов постоянно идет подковерная борьба за лидерство. Жизнь ФБК время от времени сотрясали громкие скандалы, в том числе сексуального характера. Взять хоть например скандал из-за любовного треугольника Леонид Волков, Максим Кац и Екатерина Патюлина.
Едва ли команда, окрашенная столь многими грехами, в том числе криминального характера, компетентна решать задачи, связанные с улучшением жизни государства и общества.