Об отношении за рубежом к россиянам рассказали бывшие граждане РФ.
Как изменилось отношение к русским заграницей — экс-россияне рассказали об обстановке в Германии, Испании, Франции и Чехии после начала специальной военной операции России на Украине.
Во многих странах Европы всего за одну неделю отношение к русским или русскоговорящим резко изменилось. Они вдруг стали врагами для всех, в некоторых странах их называют агрессорами и буквально травят, в других просто относятся осуждающе. Практически вся Европа пестрит украинскими флагами, люди активно собирают гуманитарную помощь украинцам.
В интервью «Блокноту Волгодонска» бывшие россияне, уехавшие на ПМЖ в страны Европы рассказали, как изменилась из жизнь в связи с началом спецоперации на территории Украины.
О травле русских в Чехии в интервью «Блокноту» рассказала переехавшая много лет назад в Чехию экс-россиянка по имени Анастасия. Угрозы, драки и порча машин: ситуация по отношению к русским, по словам русской по национальности девушки, в Чехии крайне напряженная.
— Мы переехали в Чехию несколько лет назад, имеем ПМЖ. В Чехии, надо сказать, к русским, а если точнее быть — к русскоговорящим, всегда было своеобразное отношение. Но это обычно не выходило за пределы легкой словесной перепалки. Сейчас отношение к русским напоминает настоящий нацизм. То есть, принадлежность к российскому гражданству является принципиальным. Большая часть ненависти исходит, конечно, от граждан Украины, которые проживают в Чехии.
А как настроены люди, которые убегают от войны, лично я и моя семья еще не знаем. Надеюсь и не узнаем, но думаю этого не избежать. «Охота на ведьм» — так многие в Чехии называют то, что происходит сейчас по отношению к россиянам и призывают остановить это безумие. Разбивают двери русских магазинов, оскорбляют на улицах, бьют машины с российскими номерами, мы вынуждены прятать свои автомобили. В некоторые магазины и кафе русских и вовсе не пускают. В одной поликлинике не обслуживают русских, а в каком-то кафе висело объявление, что пока ты не скажешь, что против Путина и ничего общего не имеешь с ним и с Белоруссией, то входить нельзя.
Знаю, что и физически уже расправляются с русскими. На днях в центре нашего городка была массовая драка, подробностей не знаю. Сами мы стараемся выходить сейчас только в случае необходимости. Да и в связи с этим всем, честно говоря, настроение совсем не для прогулок. Надо сказать, чехи не различают украинца от русского. Но еще немного, и кажется, что чехи будут нас защищать. По крайней мере, в соцсетях и при личном общении они уже нам не завидуют и выражают поддержку. Немцы, кстати, тоже. Министерство образования Чехии сразу направило распоряжение для директоров и учителей школ с призывом пресекать русофобию, так как травля русских детей набирает обороты. Вот за детей мы все переживаем, в первую очередь за их безопасность. Потому что это переходит все границы. Правительство страны тоже выступают с призывом остановить эти гонения русских, якобы русские, проживающие давно в Чехии, не отвечают за действия одного человека. В то же время русским теперь рекомендуется не говорить громко на своем языке на улицах, дабы не привлекать внимания.
В Чехию везут много беженцев из Украины, по последним данным уже около 30 000. Здесь им все помогают, организованы кризисные пункты, собирают гуманитарную помощь, многие учреждения вывесили флаги Украины, а у памятника первому чешскому президенту устроили мемориал со свечами, цветами и записками снецензурной бранью в адрес русских и их президента. В Чехии мы много лет дружим с русскоговорящими (весь бывший СССР), никогда до этого национальность не имела значения, тем более в Европе. А сейчас получается так, что с некоторыми уже и не будем общаться. Слишком много сказано обвинений, гнева, злости, только лишь потому что — русские. Но мы все равно всех любим и хотим мира, — рассказала экс-волгодончанка Анастасия из Чехии.
«Здесь все помогают сбором гуманитарной помощи на Украину»: экс-волгодончанка Анастасия из Чехии.
На фото — место сбора гуманитарной помощи для отправки на Украину
Сменившая много лет назад гражданство на немецкое Эльвира рассказала о том, как относятся к русским в Германии в связи с последними событиями. С семьей и детьми Эльвира проживает в городе Бад-Зегеберг неподалеку от Гамбурга.
— Я живу много лет в Германии. У нас много друзей, приехавших сюда из России, Украины Казахстана и других бывших советских республик. Сейчас происходит что-то немыслимое. Бывшие украинцы спорят и ругаются с бывшими россиянами. На «русских» немцев сейчас оказывается очень большой прессинг. Всюду на улицах висят украинские флаги, куда ни глянь.
«Всюду на улицах висят украинские флаги»: экс-волгодончанка Эльвира из Германии
Социальная защита готовится к массовому принятию беженцев из Украины. Для них требуют перевести всю документацию на украинский язык и нанять переводчика, несмотря на то, что все украинцы понимают русский. Объясняют это тем, что обращаться к ним на русском языке, в связи с тем, что они воюют с Россией — неуважительно.
Моя дочь ходит в русскую школу. Они всегда проводили русские праздники, наряжались в народные костюмы, пели русские песни, читали стихи, ездили на экскурсию в Россию. Многие из таких поездок привозили много разной одежды с российской символикой. Они очень гордились носить все это, и сейчас искренне не понимают, почему надевать это вдруг стало стыдно, почему на них странно смотрят. А вчера мы были в кафе, а за соседними столиками только и слышно: «Россия, война, убивают». А моя маленькая дочь спрашивает меня испуганно: «Мама, а люди могут понять по нашей внешности, что мы русские»?
На русском мы разговариваем только дома. Сейчас все наши советуют друг другу поменьше демонстрировать свое знание русского языка в общественных местах. Мы с мужем долго не могли понять, что происходит. Смотришь русские новости — говорят одно, смотришь украинские новости — говорят другое, смотришь германское телевидение — там совсем другое.
Причем, несколько раз замечали на местном телевидении, что переводят неправильно. Мы-то русский понимаем, и слышно, что перевод неверный. Например, говорят: «мы ушли», а переводят «они пришли». В общем, понятно, что ничего не понятно. Звоним родственникам в Россию, звоним родственникам на Украину, у нас и там, и там есть родня, и тоже слышим различные мнения.
Вы держитесь ребята, знайте, что не все настроены против России, многие здесь изо всех сил пытаются понять, что происходит, и тщательно изучают эту тему, — рассказала Эльвира из Германии.
Уроженка России по имени Ксения много лет проживает в Испании. Она рассказала, какова ситуация в стране по отношению к русским. В Испании, по словам русской эмигрантки, люди довольно дипломатичны.
— Я живу в Испании более 15 лет. Сказать, что здесь у нас идет притеснение русских, не могу. Меня лично никто не притесняет, может, потому что у меня муж из Украины. Меня испанцы не трогают, они держат нейтралитет. Неприятные высказывания часто слышу о президенте России. Агрессия идет именно от украинского населения. Здесь очень много выходцев из западной Украины. Говорят, что к русским они действительно проявляют агрессию, но ни меня, ни моих детей, слава богу, никто не трогает. Мои работодатели-испанцы — вполне адекватные люди, они прекрасно понимают, что это политика. То, что сейчас видно наглядно — это то, что Испания активно помогает Украине гуманитарной помощью. Сами выходцы из Украины организуют здесь пункты сбора гумпомощи, часто встречаю на улицах концерты или митинги в поддержку Украины, — рассказала Ксения из Испании.
48-летний экс-россиянин Андрей проживает в пригороде Бордо во Франции на протяжении уже 20 лет, имеет и российское, и французское гражданства. За военной специальной операцией российских войск на Украине следит пристально, поддерживая ее и будучи уверенным в ее успехе. Экс-россиянин сообщил, что не заметил к себе или к членам своей семьи, в том числе подросткам, агрессии от местных жителей, несмотря на то, как трактуют французские СМИ данные события. А вот от людей приехавших из Украины действительно исходит агрессия.
— Во Франции среди местного населения нет какой-то паники или агрессивного отношения к россиянам. Если зайти к соседу в гости, он будет себя вести также спокойно, как и всегда. Конечно, они знают о происходящем, но относятся к этому конфликту, как к чему-то далекому, как к конфликту Северной Кореи и Южной Кореи.
Конечно, они смотрят местные новости, по-своему переживают. В целом, Европа переживает в первую очередь за свою «шкуру». И это при том, что по телевидению им рассказывают, что Россия — страна-агрессор. Слушая это, они переживают, но не более.
Французы не устраивают митингов и нормально относятся ко всем русскоязычным — россиянам, украинцам, белорусам, литовцам. Мы вообще для них один народ, не все знают, где эти страны находятся и чем отличаются. Другое дело украинцы, которые здесь тоже есть. Они устраивают немногочисленные пикеты, особо агрессивные ломают дальнобойщикам фары на фурах по всей стране и в Европе, если видят российские номера. На протяжении 20 лет, когда меня спрашивали о моем происхождении, без проблем отвечал, что из России. Теперь, думаю, на всякий случай, говорить, что из какой-нибудь Литвы.
Мы, россияне, пристально здесь следим за всем происходящим. Новости смотрим по всем источникам — у меня пакет из французских, российских и даже украинских каналов. Было удобно получать оперативные сводки с места событий через программу «Соловьев Live», но с 1 марта сервис у нас заблокировали, появилась надпись «Этот контент недоступен в вашей стране». Конечно, я поддерживаю проведение специальной военной операции. Уверен, что Россия добьется поставленных целей, правда пока продвижение проходит как-то медленно… Для меня дико, когда узнаю, что тысячам украинцам раздают оружие. Это же ужас, нужно соблюдать законы. А потом это оружие в интернет-объявлениях появляется, — рассказал Андрей из Франции.
Автор текста: Ирина Литвинова