Министр здравоохранения Алтайского края Дмитрий Попов наконец прокомментировал резкий рост смертности среди населения региона, зафиксированный органами ЗАГС по итогам октября и ноября 2020 года. Дмитрий Попов признался «Амителу», что основной причиной стали коронавирус и пневмония. Однако он не раскрыл, почему показатели Алтайского края по темпам роста смертности в октябре оказались худшими в стране.

Министр объяснил, что в сентябре 2020 года жители Алтайского края якобы в 10 раз чаще заболевали пневмониями, чем в предыдущие годы. По его мнению, это произошло из-за всплеска заболеваемости ОРВИ, который наложился на пандемию коронавируса. Итогом этих процессов якобы и стал всплеск смертности в октябре, который зафиксировали органы ЗАГС. «Мы собираем информацию от своих подведомственных организаций и анализируем ситуацию по октябрю и ноябрю. Видим, что смертность выросла достаточно серьезно. В октябре от внебольничной вирусной пневмонии умерло около 486 человек. И это при том, что в октябре 2019 года мы зафиксировали только 89 таких смертей. Только «от ковида» и «с ковидом» в октябре умерло около 400 человек. Структура смертности в крае поменялась. Сейчас ковид и пневмония (тут можно говорить «тире ковид») – основной удельный вес в статистике смертности», — прокомментировал Попов. По его подсчетам, с учетом того, что тренд на повышение уровня смертности продолжился в ноябре, за два месяца в регионе от внебольничной пневмонии погибло около 1200 человек.

Основная часть погибших, как рассказал чиновник – это пожилые люди старше 60 лет. Приблизительно в 30 % случаев у погибших пациентов фиксировались сопутствующие заболевания. «Нужно понимать, что тяжелый пациент умирает не за час и не за два. Это дни, а иногда недели, когда за его жизнь борются медики. Одновременное количество тяжелобольных на ИВЛ в октябре и ноябре у нас доходило до 190. А в отделениях интенсивной терапии по всему краю находилось до 600 человек одномоментно», — добавил Попов. Он также заверил, что в декабре смертность якобы уже пошла на спад, поскольку в ноябре снизились и показатели по заболеваемости. Однако никаких цифр министр не представил.

Стоит заметить, что, судя по данным за октябрь, которые опубликовал Росстат на своем сайте, схожая ситуация по смертности складывалась и в других регионах, однако в процентном соотношении Алтайский край выбился в лидеры. Смертность в октябре по отношению к тому же месяцу 2019 года в регионе составила 162,3 %. Большие темпы продемонстрировал только малонаселенный Чукотский АО (165,6 %), где любые колебания абсолютных значений сильно отражаются на процентах. Почему региону досталась вторая позиция в этом своеобразном антирейтинге в то время, как во всех российских регионах протекают схожие процессы – не ясно.

Отметим также, что данные Поповым цифры не объясняют рост до конца. Так, в октябре 2020 года в Алтайском крае было составлено 4637 актов о смерти, при том, что в октябре 2019 года был составлен только 2861 такой документ. Разница составляет 1776 актов. В ноябре был зарегистрирован 4751 случай смерти. По данным Росстата, в этом же месяце прошлого года их было 2564, то есть на 2187 меньше. Итого за два месяца в регионе зафиксировано почти 4 тысяч «лишних» смертей, тогда как министр говорит о куда меньших значениях.

Отметим, что в Минздраве Алтайского края до сих пор не дали никаких объяснений по поводу информации, опубликованной порталом «Медиазона» и редакцией «Медузы», в руки которым попали документы Информационного центра по мониторингу ситуации с коронавирусом (ИЦК). Согласно им выходит, что официальные данные оперштаба Алтайского края и федерального портала «Стопкоронавирус» о числе смертей среди зараженных коронавирусом в регионе оказались занижены вдвое по сравнению с данными Инфоцентра. При этом графики регионального оперштаба и ИЦК практически неотличимы, поскольку число смертей в регионе по сравнению с данными Инфоцентра всегда занижалось на один и тот же коэффициент.