В 50-х годах прошлого века в США существовал культ, члены которого верили в конец света. Даже предсказывали точную дату — 21 декабря 1954 года. В этот день, говорили они, случится потоп, который уничтожит все человечество. Многие из них уволились с работы, раздали все свое имущество. А потом наступило 22 декабря, и… мир продолжил свое существование.
Казалось бы, после такого провала любой должен отказался от своих прошлых убеждений. Но члены культа заявили: мир был спасен благодаря их вере. Поэтому они продолжили продвигать свои идеи в массы.
Американский социальный психолог Леон Фестингер проник в ряды культа. Изучая реакцию последователей на свои ошибки, он сформулировал понятие «когнитивный диссонанс» — состояние психического дискомфорта, которое возникает, когда наши идеи, убеждения, ценности, знания или поступки противоречат друг другу.
Когнитивный диссонанс — это один из механизмов, с помощью которого наш мозг манипулирует нами, чтобы сохранить наше психическое здоровье.
«Если человек всю жизнь верил в определенные принципы, столкновение с фактами, которые их опровергают, может вызвать сильнейший стресс. Вместо того чтобы изменить свое мнение, мозг зачастую выбирает более легкий путь — игнорировать новую информацию, искать подтверждение своим убеждениям или даже агрессивно защищать их. Это объясняет, почему людям так трудно признавать ошибки или отказываться от устоявшегося мнения», — рассказывают эксперты Психиатрической клинической больницы № 1 имени Н. А. Алексеева.
Люди пытаются избегать ситуаций, которые могут привести к когнитивному диссонансу. Но если он возникает, это побуждает человека всячески игнорировать информацию, которая может этот диссонанс усилить. Про такого говорят: «Он меня не слышит», «Он словно глух к любым моим доводам».
«Если человек делает что-то против своей воли, но не может изменить ситуацию, его психика может начать убеждать его, что это не так уж плохо. Например, если кто-то работает на тяжелой и низкооплачиваемой работе, но не имеет возможности уйти, он начинает находить в ней плюсы: „Зато у меня хороший коллектив“, „Мне не нужно думать о сложных вещах“, „Это лучше, чем ничего“, — объясняют психологи.
Это защитный механизм, который помогает справляться с трудными обстоятельствами, но в то же время может удерживать человека в некомфортных условиях дольше, чем необходимо».
Так, психолог Фестингер провел социальный эксперимент. Суть в том, что добровольцу нужно было выполнить ряд повторяющихся и скучных заданий, а затем солгать следующему участнику эксперимента, сказав, что задачи были интересными и приятными. Одним за ложь платили 1 доллар, другим — 20.
Как и предсказывал Фестингер, те, кому платили доллар, позже оценивали задачи как более приятные. Они испытывали когнитивный диссонанс, так как полученные деньги были слишком малой компенсацией за ложь. Чтобы справиться с внутренним конфликтом, они подсознательно убеждали себя, что говорят правду и что задания действительно были интересными.
Те же, кто получил 20 долларов, не испытывали когнитивного диссонанса. Они посчитали, что это достаточная компенсация за их вранье.
«Если человек верит, что он добрый и честный, но однажды совершает поступок, который противоречит этому убеждению (обманывает кого-то, берет чужое без разрешения или поступает несправедливо), мозг тут же начинает искать способы оправдать происшедшее. Таким образом, внутренний конфликт исчезает, и человек продолжает считать себя хорошим, несмотря на противоречивые действия», — говорят психологи.
Кроме того, когнитивный диссонанс способен влиять на память. Поэтому мозг может запоминать события не так, как они происходили, а так, как нам удобнее их воспринимать. И тогда в голове всплывают какие-то непреодолимые обстоятельства, из-за которых человек поступил так, а не иначе.
«Это защитный механизм, который позволяет снизить уровень тревожности и сохранить уверенность в своих решениях», — объясняют эксперты.