Подвиг советского летчика Михаила Ююкина: 5 августа 1939 года он совершил первый в истории авиации таран наземной цели

Позже Ююкин оказался в тени своего однополчанина Гастелло, который пошел на таран колонны вражеской техники в первые дни Великой Отечественной войны.

Также 5 августа Международный день светофора, День устриц и православный Праздник Почаевской иконы Божией Матери, а также в этот день в 1948 году Григорий Федотов стал первым футболистом, забившем 100 мячей в чемпионатах СССР, а в 1973 году стартовала советская космическая миссия «Марс-6».

Подробнее поговорим о летчике Михаиле Ююкине, который 5 августа 1939 года во время боя на Халхин-Голе впервые в мире направил горящий самолет на наземную цель противника.

Михаил Анисимович Ююкин (1911—1939) — советский летчик, батальонный комиссар 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Погиб во время боевого вылета совершив первый в истории авиации таран наземной цели.

Подвиг советского летчика Михаила Ююкина: 5 августа 1939 года он совершил первый в истории авиации таран наземной цели Бомбардировщик СБ. На самолёте этого типа совершил таран экипаж М. А. Ююкина

Биография

Михаил Ююкин родился 10 августа 1911 года в селе Гнилуша Землянского уезда Воронежской губернии. Ююкин был человек из народа, характерный представитель своей эпохи, один из тех мальчиков, которые, родившись в простых семьях, получили шанс стать выдающимися военными, учёными или управленцами.

Семья Ююкиных была довольно большой и бедной. Вот почему маленький Миша уже со школьных лет помогал родителям в поле и по хозяйству. Это, конечно, мешало обучению в школе, но Миша оказался способным парнем и выучился грамоте.

В родной Гнилуше Миша Ююкин стал комсомольцем, здесь же он получил важное поручение — заведовать мельницей, до этого принадлежавшей одному из зажиточных селян. Миша подошел к делу серьезно. Более того, после работы на мельнице он приходил в местную избу-читальню и устраивал там своеобразные чтения-обсуждения новостей. Смышленого юношу заметили и предложили от райисполкома контролировать работу всех мельниц в районе. Впоследствии Михаил стал секретарем райкома комсомола.

Подвиг советского летчика Михаила Ююкина: 5 августа 1939 года он совершил первый в истории авиации таран наземной целиМихаил Ююкин

В авиацию Михаил попал в 1933 году, когда поступил в авиационную школу. Интересно, что в авиационной школе отметили плохие оценки Михаила по математике и русскому языку, однако в 1936 году (по окончании авиационной школы) в учебном заведении отметили, что курсант Ююкин «продемонстрировал большие успехи в учебе». За время учебы Ююкин получил шесть поощрений.

Окончив Сталинградскую военную авиационную школу, Михаил Ююкин пошел учиться в Военно-политическую академию имени В. И. Ленина. Ююкин служил в частях ВВС военкомом эскадрильи, затем бомбардировочного авиаполка. У Михаила Ююкина есть сын Николай (1938 г.р.), внук Виктор (1964 г.р.) и правнук Вадим (1994 г.р.).

Подвиг

5 августа 1939 года в разгар советско-японского конфликта на Халхин-Голе Михаил Ююкин на бомбардировщике СБ в составе группы самолетов 150-го бомбардировочного авиаполка проводил бомбардировку тыловых позиций японской армии в районе города Халун-Аршан.

Подвиг советского летчика Михаила Ююкина: 5 августа 1939 года он совершил первый в истории авиации таран наземной целиВоенные летчики у самолета

Уже после окончания бомбометания левый двигатель его самолета был поражен огнем зенитной артиллерии. Ююкин попытался скольжением вправо сбить пламя. Поняв, что самолет теряет высоту и до линии фронта (примерно 20-30 км) не долетит, он приказал экипажу — стрелку-радисту П. Разбойникову и штурману А. Морковкину — покинуть борт и направил горящий бомбардировщик в скопление японских войск. Александр Морковкин успел прыгнуть с парашютом и, счастливо избежав пленения, через сутки вернулся в расположение части. Михаил Ююкин и Петр Разбойников погибли.

Как написала в августе 1939 года газета «Сталинский сокол»: «Советские бомбардировщики выходили на цель. Кругом рвались шрапнели вражеской зенитки. Клочья черного дыма ложились то ниже, то выше самолетов. Вот сбросил бомбы на врага командир Бурмистров. Следом за ним вышел на цель комиссар Ююкин. Смертельный груз сброшен. Левым разворотом комиссар отводит свою машину, чтобы уступить место другим. В это время у его левого мотора раздался взрыв и брызнуло яркое пламя: прямое попадание шального снаряда зенитки. Комиссар принимает решение: чтобы сбить огонь, он делает скольжение вправо, летчик дает время своему экипажу приготовиться к прыжку. Стрелок тов. Разбойников — один из лучших людей части — сбрасывает маску и поднимается с места, но, увидев, что самолет над территорией врага, садится обратно. На соседних самолетах товарищи видели, как комиссар железной рукой развернул горящий самолет и резким пикированием направил его в самую гущу скопления противника».

Подвиг советского летчика Михаила Ююкина: 5 августа 1939 года он совершил первый в истории авиации таран наземной целиКадр из военной кинохроники

30 августа 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за героизм и образцовое выполнение боевого задания командир корабля, батальонный комиссар Михаил Ююкин был награжден орденом Ленина, а члены его экипажа штурман старший лейтенант Александр Морковкин и стрелок-радист старшина Петр Разбойников — отмечены орденами Красного Знамени.

Легенды и факты

В советской литературе более позднего периода по ряду причин несколько искажали некоторые детали описанного выше подвига Ююкина. Нет, сам подвиг героя войны, за который его наградили посмертно орденом Ленина, не отрицали. Однако в некоторых книгах писали, что Ююкин не бомбил в тот день японцев, а летал на большой высоте якобы просто с разведывательными целями.

Так, в частности, указано в книге «Легенда — собственная жизнь», изданной в Воронеже в 1977 году. В другой книге (наверное, для усиления героического эффекта) сообщали, что Ююкин направил свой бомбардировщик в японский дзот. Однако этот факт никак не подтверждается.

Подвиг советского летчика Михаила Ююкина: 5 августа 1939 года он совершил первый в истории авиации таран наземной цели Памятник Михаилу Ююкину в селе Гнилуша

Кроме того, долгое время ошибочно сообщали, что Герой Советского Союза Николай Гастелло (который повторил подвиг Ююкина, только в годы Великой Отечественной войны) якобы служил штурманом в экипаже Ююкина. Гастелло действительно был на Халхин-Голе, но не с Ююкиным, а в соседних частях.

Так получилось, что позже Ююкин оказался в тени своего однополчанина Гастелло, который пошел на таран колонны вражеской техники в первые дни Великой Отечественной войны. Однако Гастелло, скорее всего, совершил подвиг, будучи под впечатлением действий Ююкина.

Подвиг советского летчика Михаила Ююкина: 5 августа 1939 года он совершил первый в истории авиации таран наземной целиПодвиг Николая Гастелло

На западе Воронежской области до сих пор расположена небольшая (теперь небольшая) деревенька Гнилуша, в которой установлен памятник герою. Михаил Ююкин — первый в истории авиации человек, который осуществил таран наземной цели. И за этот выдающийся поступок память о нем была увековечена.