Правительство Алтайского края приняло постановление, которое утверждает порядок выплаты субсидий поставляющим населению сжиженный газ физическим и юридическим лицам, а также предпринимателям, которые хотели бы компенсировать ранее недополученные ими доходы. При этом и из самого документа, и из пояснений властей становится ясно, что документ готовился в интересах крупнейшего в регионе поставщика сжиженного углеводородного газа (СУГ) ОАО «Алтайкрайгазсервис», который сейчас испытывает финансовые проблемы. Примечательно, что компания, судя по официальным данным, на данный момент не соответствует требованиям, прописанным в документе, и находится в процессе судебных тяжб с контрагентами.

Правительственное постановление было подписано губернатором Алтайского края Виктором Томенко 15 марта. Пресс-служба правительства на официальном сайте региона объяснила, что документ определяет цели, условия и порядок предоставления субсидий из краевого бюджета на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с ростом биржевой стоимости СУГ. При этом в опубликованном тексте упоминается обращение к властям за поддержкой «одного из крупнейших поставщиков сжиженного газа в регионе».

Речь идет о компании «Алтайкрайгазсервис», которая в конце февраля направила в комитет по экономической политике, промышленности и предпринимательству Алтайского Заксобрания просьбу помочь решить финансовые проблемы. Тогда депутаты ответили согласием, но конкретную сумму подсчитать намеревались позже. В постановлении правительства она также не указана, однако из документа следует, что она не может превышать 99,9 % от недополученных компанией доходов. Ранее поставщик утверждал, что в 2020 году понес расходы на 79,57 млн рублей. «В соответствии с методикой Федеральной антимонопольной службы компенсацию за рост цены организация может получить в результате роста тарифа в 2022 году. Постановление принято с целью недопущения значительного роста тарифов для населения в 2022 году, а также обеспечения бесперебойных поставок сжиженного газа в край», — объясняются в сообщении правительства основания для принятия постановления.

Расчет размера возмещения будет осуществлять краевое Управление по государственному регулированию цен и тарифов. Сама же субсидия будет предоставляться Министерством строительства и ЖКХ в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до ведомства как распорядителя бюджетных средств. Если денег в бюджете будет недостаточно, то в субсидии не откажут — ее размер просто уменьшат.

При этом получатель должен соответствовать ряду требований. Он не должен ранее получать других субсидий на те же цели, не иметь просроченной задолженности по возврату в краевой бюджет субсидий и иных бюджетных инвестиций, а также не иметь иной просроченной задолженности по денежным обязательствам перед краевым бюджетом. Его руководитель не должен быть дисквалифицирован. Лицо должно иметь лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, срок действия которой не истекает до конца 2021 года. Помимо заявки получатель субсидии должен предоставить еще ряд документов, в том числе справку из налогового органа об отсутствии у него неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов и т.д.

Любопытно, что в базе исполнительных производств ФССП России имеется исполнительное производство в отношении «Алтайкрайгазсервиса» по иным взысканиям имущественного характера в пользу бюджета РФ в размере 17,4 тысяч рублей. Таким образом, сейчас компания предположительно не соответствует критериям. Кроме того, в базе данных Арбитражного суда Алтайского края можно найти информацию о том, что осенью 2020 года налоговики пытались получить с компании пеню по НДФЛ в размере 164 тысяч рублей. В итоге налоговой отказали в удовлетворении иска, сославшись на пропуск срока обращения в суд.

Еще две записи касаются исков со стороны ООО «Газпромтранс» (100 % «дочка» «Газпрома») к «Алтайкрайгазсервису». ООО требовало взыскать с алтайского предприятия в общей сложности 1,7 млн рублей за то, что оно, вопреки заключенному договору, оперативно не приняло железнодорожные вагоны с грузом. Любопытно, что речь, судя по документам, может идти как раз о сжиженном газе, который алтайская компания не пускала в оборот. В итоге с «Алтайкрайгазсервиса» взыскали 1,4 млн рублей. Соответствующие вердикты были вынесены Арбитражным судом Москвы в феврале и январе 2021 года. Кроме того, сейчас в суд с иском к алтайской компании обратился и Сургутский филиал «Газпромтранса». Он требует с ответчика уже 1 млн рублей. Причина все та же – нарушение срока оборота вагонов.

В связи с этим особенно любопытно, что сейчас в Алтайском крае сложился дефицит СУГ, и компания использует это как аргумент в стремлении убедить представителей власти в необходимости скорейшего выделения средств. Так, уже известно, что без газа на несколько дней оставались Бийск, Рубцовск, Кулундинский и Каменский районы. В некоторых муниципалитетах проблемы сохраняются до сих пор. Прокуратура Алтайского края уже сообщала о возбуждении административного производства по ст. 7.23 КоАП РФ (нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами) в отношении компании. ИА «Банкфакс» направило в надзорное ведомство запрос, чтобы выяснить, какие еще муниципалитеты остались без «голубого топлива».

Помимо этого комитеты по земельным ресурсам администраций Алейска и Барнаула хотят взыскать с «Алтайкрайгазсервиса» в общей сложности 1 млн рублей в качестве задолженности по арендной плате и неосновательного обогащения. Отметим, что в начале марта текущего года администрация Алейска в лице профильного комитета уже взыскивала с «Алтайкрайгазсервиса» немногим более 50 тысячи рублей в рамках схожего иска. Как следует из документов суда, речь шла о том, что компания фактически пользовалась принадлежащей муниципалитету групповой установкой сжиженного газа, но не платила аренду.

Напомним, что «Алтайкрайгазсервис», по словам его руководства, сейчас испытывает серьезные финансовые проблемы. Ранее предприятие покупало так называемый «балансовый газ», который поставлялся напрямую с заводов по фиксированным ценам, регулированием которых занималось государство. Однако в 2019 году от этой практики отказались и цены «отпустили». Газоснабжающие организации были вынуждены закупать газ на биржевом и внебиржевом рынке по более высоким ценам. В итоге за год поставщик, по его утверждению, понес расходы на 79,57 млн рублей, закупив 12 тысяч тонн газа и продав его населению по действующему тарифу, который строится именно на стоимости «балансового газа». С этой проблемой «Алтайкрайгазсервис» в феврале 2021 года обратился в Алтайское Заксобрание, попросив субсидию из бюджета. Депутаты, поставленные в патовую ситуацию угрозой срыва поставок, пошли навстречу компании, поскольку та является единственным крупным поставщиком СУГ в регионе, и в случае ее банкротства люди рискуют на какое-то время остаться без газа, пока не начнет работу новый поставщик. Сам механизм и объемы субсидирования на тот момент не уточнялись.

При этом не ясно, почему компания обратилась за помощью именно сейчас, а не сразу же после того, как цены на газ «отпустили». Более того, не понятно, почему на тот момент серьезно не обсуждалась возможность изменения действующего тарифа. Интересно, что сейчас в правительстве региона заявляют, что субсидирование недополученных поможет не допустить существенного роста тарифа на СУГ для населения. Депутаты АКЗС ранее не поняли, каким образом в правительстве планируют отойти от возможного повышения тарифов, учитывая закупки биржевого газа.