В семи учебных заведениях Алтайского края в 2020 году были выявлены нарушения при составлении локальных актов, касающихся организации дистанционного обучения. Эту информацию «Банкфаксу» подтвердили в прокуратуре Алтайского края и раскрыли детали претензий. Ранее об этом заявляла и Генпрокуратура РФ, однако в региональном Минобрнауки предпочли не раскрывать нюансы проведенной проверки, а ответы замминистра Ларисы Исаковой на запросы ИА «Банкфакс» носили формальный характер и игнорировали поставленные вопросы.

Изначально Генпрокуратура РФ сообщила, что в Алтайском крае, Брянской, Волгоградской, Омской, Тульской областях прокуроры добились отмены положений о дистанционном обучении образовательных организаций, обязывавших детей иметь дома персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео, стабильный канал подключения к Сети, программное обеспечение для доступа к удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами. В соответствии с этим ИА «Банкфакс» направило запрос в Минобрнауки края с просьбой уточнить, о каких именно школах идет речь в релизе Генпрокуратуры, а также сообщить, кто из должностных лиц понесет за то ответственность, и почему в принципе возникла такая ситуация.

В ответе замминистра образования и науки Алтайского края Ларисы Исаковой на запрос говорилось, что документов по организации дистанционного обучения от Генеральной прокуратуры в ведомство не поступало. «Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ), этот вопрос относится к полномочиям муниципалитетов, по их данным, ни одно из положений не отменялось. Информации о нарушении прав детей нет», — заявила чиновница. Позже она дополнительно сообщила, что министерством образования и науки Алтайского края на основании данных, предоставляемых муниципалитетами края, ведется ежедневный мониторинг работы образовательных организаций. «По данным мониторинга на 28 января 2021 год дистанционная форма обучения временно введена в двух школах Алтайского края, в одной – частично», — отрапортовала представитель Минобрнауки края, так и не ответив по существу заданных вопросов.

В то же время после публикаций СМИ о нарушениях в алтайских школах прояснила ситуацию начальник отдела организации общего образования и оценочных процедур министерства Наталья Полосина. По ее словам, проверки организации дистанционного обучения по поручению Генпрокуратуры прошли во всех субъектах Российской Федерации. В соответствии с письмом Генеральной прокуратуры, нарушений, которые были выявлены в субъектах, 6 тысяч. Чиновница уточнила, что в Алтайском крае такие нарушения были выявлены в семи образовательных организациях из 1134, где было организовано удаленное обучение. «На сегодняшний день все нарушения, которые были выявлены в ходе проверок прокуратуры, устранены, как и положено, в 10-дневный срок. При этом предписания не повлияли на организацию образовательного процесса в период пандемии. Вся информация направлена в управления прокуратуры в соответствии с территориальной принадлежностью», — заявила Полосина.

В связи с этим расхождением в информации от представителей министерства «Банкфакс» направил повторный запрос в Минобрнауки с просьбой разъяснить, о каких все же семи учебных заведениях края идет речь. Также редакция попыталась выяснить, какого рода нарушения тогда были устранены в упомянутых Полосиной заведениях, если, по данным Исаковой, они не касаются положений, и значит ли это, что в публикации Генпрокуратуры допущена ошибка. Кроме того, агентство попросило озвучить лиц, которые понесут ответственность за неверно составленные акты. Однако замминистра продублировала редакции прежний ответ ведомства, без дополнительных разъяснений.

В связи с противоречивостью ответов чиновников и отказом предоставить ответы на поставленные вопросы, «Банкфакс» также направил запрос в прокуратуру Алтайского края. 4 февраля от надзорного ведомств поступил подробный ответ. Там сообщили, что прокуратурой в 2020 году действительно была проведена проверка, и в семи учебных организация края выявили локальные акты о дистанционном обучении, которые содержали спорные положения. В качестве примера нарушения ведомство привело закрепление в локальном акте образовательной организации (Положение об организации дистанционного образовательного процесса) обязанности ученика иметь персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео, стабильный канал подключения к сети Интернет, программное обеспечение для доступа к удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами. По сведениям ведомства, нарушения были выявлены в двух учебных заведениях Солтонского района, четырех школах Центрального района Барнаула и одной организации в Рубцовске. Впрочем, ответственности никто не понес в связи с тем, что нарушения прав детей не последовало. При этом незаконные положения были отменены и приведены в соответствие.

Напомним, что в связи с введением ограничительных мер в период пандемии коронавирусной инфекции в большинстве регионов образовательные организации (отдельные классы) были переведены на дистанционный формат обучения. Однако не все субъекты справились с этим форматом. По данным Генпрокуратуры, в Алтайском крае пришлось отменить положения о дистанте в образовательных организациях, которые обязывали детей иметь дома персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео, стабильный канал подключения к Интернету и программное обеспечение для доступа к удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами.