Ричард Карапас одержал победу из сольного отрыва на 17-м этапе Тур де Франс-2024. Впервые в карьере примерив жёлтую майку лидера Тура на 3-м этапе, 31-летний эквадорский гонщик команды EF Education EasyPost несколько раз пытался выиграть этап, уезжая в отрывы на 11-м и 15-м горных этапах. На этот раз он достиг цели и стал 110-м велогонщиком в истории, собравшим победы на этапах всех трёх Гранд-туров (после трёх выигранных этапов Джиро д’Италия в 2018 и 2019 года и трёх этапов Вуэльты Испании, выигранных в 2022).
Photo screen (c) Eurosport
Интересным наблюдением поделились NTT Data — после успеха участника Тур де Франс-2024 под номером 1 Йонаса Вингегора (победа на 11-м этапе) и участника под номером 11 Тадея Погачара (победы на 4-м, 14-м и 15-м этапах) победу одержал и участник под номером 111 Ричард Карапас. Впервые в истории Тур де Франс эти три номера выиграли этап в одном выпуске гонки.
Ричард Карапас: «Эта победа невероятно много для меня значит! Я старался добиться её с самого старта Тура, ставил целью. В генеральной классификации мы очень далеко, но надеялись выиграть этап. Сегодня был очень трудный день, много атаковали. Но в финале сформировалась большая группа. Я смог атаковать в правильный момент и добился этого результата, который запомню навсегда. Я хорошо изучил финал с моим спортивным директором.
Я выигрывал этапы на Джиро и Вуэльте, но Тур де Франс — гонка, где соревнуются все лучше велогонщики мира. Каждая команда приезжает сюда с самым сильным составом, с самой лучшей командой. Тур де Франс — лучшая гонка. Я радуюсь и за всех, кто болел за меня.
Было так тяжело, очень тяжело. Если честно, этап был безумным. Я отвечал на каждую атаку. был момент, когда поймал просвет из-за ветра, но потом вернулся и уехал с группой. Группа получилась большая, что давало мне хороший шанс, потому что я предоставил другим работать на двух первых подъёмах.
Я знал, что за мной будут следить. Но я влился в эту группу на спуске с первого подъёма и первым переложился к Йейтсу, который атаковал в начале. Я отпустил его на пару метров и ждал, ждал, зная, что последние два километра будут очень тяжёлыми, что я смогу сделать очень большой просвет, с которым я доеду до финиша. Мы планировали сегодня бороться за этап, так и вышло. Я невероятно счастлив».
Саймон Йейтс: «Ещё одно второе место для меня. Я сделал всё, что мог, но в конце не хватило сил. Снимаю шляпу перед Ричи, он великолепно проехал. А мой результат — лучшее, что я смог сделать в финале. Я поехал за Романом Барде от подножия Коль-дю-Нуайе. Не знаю, может быть, он хотел кого-то раскатить. Но потом я увидел, что у меня есть просвет, и решил дать полный газ. Предпочёл ехать в одиночку, чем ждать, что кто-то ко мне переложится. Поэтому пытался не дать приблизиться Ричи и Стиви Уильямсу. Возможно, заплатил за эти усилия в финале. Но я не хотел, чтобы они меня догнали. Не знаю, что захотят предпринять ребята-генеральщики на следующих горных этапах, но если у меня появится шанс, я снова попробую».
Ход 17 этапа Тур де Франс-2024
Этап начался с атак, но отрыв не смог уехать сразу. Команда Visma Lease a Bike предприняла попытку создать эшелоны через 9 км после старта, и трое гонщиков UAE Team Emirates — Саймон Йейтс, Марк Солер и Павел Сиваков, оказались временно отрезаны от своего капитана Тадея Погачара, оставшись во второй группе. Но через 8 км пелотон собрался.
После быстрых атак и контратак через 30 км после старта создали просвет Ваут ван Арт (Visma Lease a Bike), Тобиас Халланд Йоханнессен (Uno X), Джарред Дризнерс (Lotto Dstny) и Харольд Техада (Astana Qazaqstan). Но их догнали через шесть километров. Затем через 57 км после старта атаковал Магнус Корт (Uno X), за которым поехали Тиш Беноот (Visma Lease a Bike), Боб Юнгельс (Red Bull Bora-hansgrohe) и Роман Грегуар (Groupama-FDJ). На промежуточном спринте пелотон находился в 45 секундах от отрыва.
За 70 км до финиша атаки из пелотона продолжались, отрыв находился в пределах минуты. За 67 км до финиша пробовал уехать Ричард Карапас (EF Education EasyPost). Но группа жёлтой майки успокоилась и отпустила в отрыв большую группу, почти половину пелотона из 43 гонщиков за 53 км до финиша. В это время команда UAE Team Emirates контролировала ситуацию, а разрыв между группой генеральщиков и отрывом увеличился до 6:40.
За 35 км до финиша, находясь в 40 секундах от первого отрыва дня, из большой группы атаковали Гийом Мартан (Cofidis) и Бруно Армираль (Decathlon AG2R La Mondiale). За 19 км до финиша они догнали четверых гонщиков первого отрыва дня.
За 18 км до финиша, у начала подъёма 1 категории Коль-дю-Нуайе (Col du Noyer), протяженность 7,5 км, 1056 — 1664, перепад высот 608 м, средний градиент 8,1%, максимальный градиент 12%) из большой группы атаковал Саймон Йейтс (Jayco AlUla). Он догнал шестерых лидеров и прошёл их за 17,2 км до финиша. В это время за спиной британского гонщика из большой группы отрыва атаковал будущий победитель этапа Ричард Карапас. Он догнал Саймона Йейтса за 15 км до финиша, а затем атаковал за 1,8 км до вершины Коль-дю-Нуайе и уехал от попутчика, не оглядываясь.
Олимпийский чемпион Ричард Карапас пересёк финиш в одиночку, опередив Саймона Йейтса на 37 секунд, тройку лучших на этапе замкнул Энрик Мас (Movistar), финишировавший через 57 секунд.
Атаки Тадея Погачара и Ремко Эвенепула
В то время как отрыв разыгрывал этап, Тадей Погачар (UAE Team Emirates) проверил ногу, атаковав за 13 км до финиша, на предпоследнем подъёме Коль-дю-Нуайе. Йонас Вингегор (Visma Lease a Bike) и Ремко Эвенепул (Soudal Quick Step) не сразу ответили на ускорение. Просвет до Тадея Погачара им удалось закрыть лишь на спуске.
А затем атаку за 3,8 км до финиша предпринял Ремко Эвенепул, который переложился к товарищу по команде Яну Хирту, который ранее находился в большой группе отрыва. Чешский гонщик помог своему капитану, который продолжил отыгрывать секунды в одиночку. В итоге Ремко Эвенепул отыграл у своего ближайшего соперника по общему зачёту Йонаса Вингегора 12 секунд. Тадей Погачар также ускорился за 300 м до финиша и уехал от датского гонщика команды Visma Lease a Bike, опередив его на финише на две секунды.
Ричард Карапас — победитель 17 этапа Тур де Франс-2024
Ричард Карапас — победитель 17 этапа Тур де Франс-2024
Ричард Карапас — победитель 17 этапа Тур де Франс-2024
Ричард Карапас — победитель 17 этапа Тур де Франс-2024
Ричард Карапас — победитель 17 этапа Тур де Франс-2024
Ричард Карапас — победитель 17 этапа Тур де Франс-2024
Ричард Карапас — победитель 17 этапа Тур де Франс-2024
Ричард Карапас — победитель 17 этапа Тур де Франс-2024
Ричард Карапас — победитель 17 этапа Тур де Франс-2024
Ричард Карапас — победитель 17 этапа Тур де Франс-2024
Ричард Карапас — победитель 17 этапа Тур де Франс-2024
Ричард Карапас — победитель 17 этапа Тур де Франс-2024
Ричард Карапас — победитель 17 этапа Тур де Франс-2024
Ричард Карапас — победитель 17 этапа Тур де Франс-2024
Ричард Карапас — победитель 17 этапа Тур де Франс-2024
Photo screen (c) Eurosport
Сходы и изменения в классификациях после 17 этапа Тур де Франс-2024
На старт не вышли Фил Баухаус (Bahrain Victorious) и Эльмар Рейндерс (Jayco AlUla). Во время этапа сошли Сэм Беннетт (Decathlon AG2R La Mondiale), Фернандо Гавирия (Movistar), Алексей Луценко (Astana Qazaqstan), которые не выдержали скорости пелотона, составлявшей 49 км/ч в первый час гонки.
Тадей Погачар (UAE Team Emirates) продолжает лидировать в генеральной классификации, его преимущество над Йонасом Вингегором (Visma Lease a Bike) составляет 3:11. Также у Тадея Погачара остаётся гороховая майка лучшего в горной классификации.
Ремко Эвенепул (Soudal Quick Step) удерживает белую майку лучшего молодого гонщика.
Биньям Гирмай (Intermarche Wanty) сохранил зелёную майку лучшего в очковой классификации и, несмотря на падение на 16-м этапе, выиграл 1 очко у Яспера Филипсена (Alpecin Deceuninck) на промежуточном спринте.