Ростуризм и Росавиация вдруг с удивлением осознали, что жители РФ умудряются отдыхать в странах, с которыми у нашей страны нет регулярного авиасообщения.
Совершенно неожиданно россияне лишились еще целого ряда и без того скудных возможностей для отдыха за границей: власти вдруг осознали, что люди умудряются летать в страны, с которыми нет регулярного авиасообщения (оно не возобновлено после коронавирусного «коллапса») – но которые при этом принимают туристов из РФ.
До этих стран можно, конечно, добираться и с пересадками через другие государства. Но буквально еще пару дней назад оставалась возможность улететь прямым рейсом – так называемым грузопассажирским. Они сохраняются почти на всех зарубежных направлениях вне зависимости от эпидемиологической ситуации в пунктах назначения и прочих обстоятельствах.
Предполагалось, что эти самолеты перевозят из России грузы, пассажиров с двойным гражданством (ВНЖ, бизнес-визами и прочими «нетуристическими» документами для въезда) и иностранных граждан, возвращающихся на родину из нашей страны, – то есть выполняют еще и функцию «вывозных рейсов». Аналогичным образом назад этими бортами, по задумке Росавиации, должны возвращаться россияне.
Но «что-то пошло не так» с того самого момента, как некоторые страны, с которыми Москва не возобновила регулярное авиасообщение, объявили свои границы открытыми для российских туристов (с некоторыми ограничениями типа ПЦР-тестов на COVID-19 или даже карантином). «Грузопассажирские» рейсы в эти страны летали, авиакомпании продавали билеты, а люди, не желающие отдыхать в Крыму и Сочи, их покупали.
Пляж в Анапе. Фото: YouTube
Первый скандал по этому поводу разразился еще в августе 2020 года из-за полетов «Аэрофлота» в Белград. Сербия одной из первых открылась для россиян, не меняя визовых правил (граждане РФ вправе проводить там до 30 дней «по въездному штампу»), и многие решили туда поехать.
У них получилось, и в соцсетях посыпались восторженные и хвастливые отчеты о путешествиях. Оттуда информацию вытащили СМИ, из них – чиновники, за кадром что-то произошло, и вскоре «Аэрофлот» заявил, что никаких туристов никуда не возил, и отменил продажу билетов в Белград.
Белград стал отдушиной для многих туристов из РФ во время «карантина». Фото: PXhere.com
Недавно аналогичная история произошла с Турцией, с которой Россия официально «заблокировала» авиасообщение – во всяком случае, так это формулировалось в публичных заявлениях представителей госорганов и публикациях СМИ. Но самолеты между двумя странами продолжают летать – и на них можно купить билеты. А поскольку Анкара никаких ограничений на въезд туристов из РФ не вводила, то и препятствий для поездки туда тоже нет.
Как пояснила «Блокноту» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, ограничения коснулись «пакетников», но в их отношении речь не шла о «запрете», поскольку такого формата просто не существует:
«У нас нет формата запрета, и ни один государственный орган не использует эту формулировку – «запрет»: используется эвфемизм «рекомендация», который по сути означает запрет».
Майя Ломидзе подчеркивает: такого формата, как «запрет», в туристической индустрии нет, есть «рекомендация»
При этом возможность самостоятельного посещения Турции сохраняется, хотя с учетом отмены чартеров и радикального сокращения полетной программы (это направление обслуживает только «Аэрофлот») такие вояжи стали очень дорогим удовольствием. Воспользоваться услугами турецких авиакомпаний Turkish Airlines и Pegasus российские туристы не могут.
То есть вопрос – исключительно в цене (в том числе и с учетом возможных рисков: государство не берет на себя никакой ответственности за то, что даже действующие рейсы могут быть вдруг отменены, и путешественнику придется тратить космические суммы, чтобы вернуться на родину).
Кроме того, сам статус «грузопассажирского» рейса отличает его от регулярного отсутствием фиксации расписания и прочих атрибутов – со всеми вытекающими отсюда последствиями. То есть авиакомпания не только может в любой момент взять и отменить любой перелет (или вообще все такие перелеты), но и вправе принимать решения о перевозке конкретного пассажира исходя из своих соображений.
Пожалуй, больше всего грузопассажирских рейсов совершал за это время «Аэрофлот». Фото с сайта авиакомпании
Соответственно, человек может не улететь даже при наличии билета на «грузопассажирский» рейс и отсутствии ограничений по въезду в страну назначения, с требуемой для пересечения границей справкой об отрицательном ПЦР-тесте и соблюдением прочих формальностей. А возврат денег за билеты, тем более такие, – это отдельная песня, весьма грустная.
В целом же право выезжать за пределы РФ при наличии заграничного паспорта и отсутствии индивидуальных ограничений гарантировано гражданам Конституцией даже после внесения поправок, и этого никто пока не отменял. Но некоторым ведомствам – в данном случае Росавиации и Ростуризму – вдруг пришлось не по душе, что граждане на свой страх и риск пользуются этим правом (и желанием авиакомпаний получить прибыль откуда только можно) и отдыхают в «закрытых», казалось бы, странах.
Ладно Турция, но выяснилось, что таким же образом россияне посещают Кипр и Тунис. Более того, туда даже продаются туры – и перелет в «пакете» производится как раз «грузопассажирским» рейсом. Все авиакомпании, которые этим промышляли, уже получили те самые «рекомендации», о которых упоминала Майя Ломидзе. Туроператорам тоже «порекомендовали» исключить «грузопассажирские» рейсы из путевок.
Рынок, как уже в который раз, оказался под ударом. К примеру, уральские турфирмы, которые продали большое количество путевок под запускаемые рейсы Ural Airlines из Екатеринбурга в кипрскую Ларнаку, сейчас вынуждены обзванивать своих клиентов и оповещать об отмене долгожданных и полностью оплаченных отпусков.
Самолет «Уральских авиалиний». Фото с сайта авиакомпании
Внесенные людьми средства вновь уйдут на «депозиты», чтобы, как бодро и совершенно абстрактно советуют власти, оплатить ими отдых в более поздние сроки – когда перелеты, наконец, появятся. Когда это произойдет, никто не знает, не говоря уже про хоть какие-то гарантии (достаточно вспомнить хотя бы многолетнюю историю с заявлениями «чартеры в Хургаду и Шарм-эль-Шейх скоро полетят»). А «депозиты» все множатся, поскольку накопились еще с самого начала коронавирусных ограничений.
Эта проблема растет быстрее снежного кома, и, возможно, в какой-то момент российские власти прислушаются к гневным спичам экс-главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, который, давно покинув этот пост, продолжает раздавать комментарии с таким апломбом, как будто по-прежнему его занимает или даже пошел на повышение.
Он, напомним, недавно устроил разнос россиянам, которые вместо родных курортов уезжают валяться на «грязные лежбища» Туниса, Кипра и Турции. А поскольку люди, похоже, готовы и рисковать, и тратиться, лишь бы только выбраться на заграничные пляжи, Онищенко предложил ввести для таких «предателей родины» административную ответственность – наверное, с мерой наказания в виде штрафов (раз уж у людей так много лишних денег),
Отдельное внимание экс-главсанврач РФ уделил Белоруссии, которая до недавнего времени была «перевалочным пунктом» для российских туристов, желающих улететь в «закрытые» с точки зрения авиасообщения страны, которые, тем не менее, принимают их с распростертыми объятиями. Из слов Онищенко выходит, что санкции, которые Европа обрушила на режим Лукашенко, – это даже хорошо, потому что теперь россияне наконец-то перестанут добираться до своих любимых «грязных лежбищ» с пересадками в Минске.
Единственная, пожалуй, гуманистическая мысль, прозвучавшая из уст депутата Госдумы, касалась конских цен на отечественных курортах: тамошним отельерам и прочим участникам рынка, по словам Онищенко, не стоит так беспардонно задирать цены и наживаться на сложной ситуации. Впрочем, в отличие от простых туристов, к отельерам он никаких мер воздействия применять не предложил.