Под сокращение в семейных бюджетах уже попали расходы на отпуск и посещение ресторанов.
По данным сервиса «Зарплата.ру», с начала спецоперации и санкций под «секвестр» в семейных бюджетах в первую очередь попали расходы на отпуск и посещение ресторанов — у 13% и 12% россиян соответственно. Снизились траты на продукты, обувь, технику и мебель. При этом россияне предпочли не экономить на спиртном – подобный путь сокращения расходов выбрали менее 1%. Впрочем, пока это смотрится логичным: поддержание хорошего настроения – сегодня вопрос стратегический. Ведь, судя по мнению экспертов, впереди нас ждут еще большие проблемы. Можно ли что-то сделать с этим?
Экспорт и импорт существенно снизятся
На сайте института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук опубликованы презентации к докладам директора института Александра Широва и заместителя директора института Антона Моисеева. Тема — «Оценка последствий санкционного давления для экономики России».
Александр Широв.
Экономисты привели цифры: в 2021 году на страны НАТО и их прямых союзников приходилось 56% российского экспорта и 50% импорта. Экспорт и импорт в страны ЕАЭС, Китай и некоторые из дружественных стран составляли 29% и 37% от общего объёма.
Исходя из этого соотношения, аналитики прогнозируют в текущем году спад физических объёмов вывоза товаров на 17%, и ввоза — на 40%. В денежном выражении экспорт сократится на 130 миллиардов долларов, импорт — на 185 миллиардов долларов.
Сокращение экспорта автоматически приведет к снижению объемов производства внутри страны. В результате, без эффективной государственной поддержки валовый внутренний продукт, по оценкам учёных, может упасть на рекордные с 1994 года 11,3%. С государственной поддержкой падение ВВП может быть менее критичным — 5,5%.
Как можно поддержать экономику
Специалисты считают, что нужно не только увеличивать государственные закупки, но и финансово поддерживать население, чтобы формировать спрос на товары и услуги. Иначе, как говорится в докладе Антона Моисеева, россиян ждёт примерно 20-процентное падение уровня жизни.
Ведь реальные траты не будут расти вслед за ценами. И этот процесс мы уже видим на примере отдыха и общепита, на которых россияне вынуждены экономить. Соответственно, следующим шагом станет падение качества используемого сырья, закупаемого оборудования и производительности труда.
Многим россиянам придется столкнуться с бедностью.
В РАН считают, что в 2022-м нет смысла надеяться на качественные улучшения. По мнению ученых, своего пика снижение уровня жизни достигнет, самое раннее, через 2 — 3 года. И это при высокой эффективности действий власти.
При этом ученые не рекомендуют ей выбирать «мобилизационную» модель выхода из кризиса, когда цены сдерживаются искусственно. По мнению РАН, более разумно пройти период дефицита и роста цен, активно поддерживая малоимущих и стимулируя импортозамещение. Но без элементов «плановой» экономики. Тогда мы сформируем прочную основу для дальнейшего, достаточно стремительного восстановления и замещения импорта.
Экономика сожмется
Профессор географического факультета МГУ им. Ломоносова Наталья Зубаревич согласна с тем, что «экономика в любом случае сожмётся»:
— Технические и потребительские характеристики многих видов товаров ухудшатся. Всё станет дороже. Сократится выпуск продукции с использованием импортных комплектующих и на импортном оборудовании. В течение мая-июня запасы комплектующих и запчастей на складах начнут заканчиваться повсеместно. А в третьем квартале простой угрожает уже огромному количеству предприятий. Заметно сократится потребительский спрос. Люди уже начали экономить на услугах. Пострадают оптовая и розничная торговля, авторемонт, гостиничный бизнес и общественное питание. При этом в трети регионов доля занятых в этих отраслях суммарно составляет от 20 до 27%.
Наталья Зубаревич.
Наталья Зубаревич убеждена: повлиять на ситуацию правительство может:
— Важно, чтобы индексация МРОТ, бюджетных зарплат и пособий в существенной степени компенсировала инфляцию. Для более обеспеченных групп населения важно расширение льготной ипотеки. Среди антикризисных мер, адресованных бизнесу, нужны кредиты малым предприятиям на выплату зарплаты, увеличение финансирования общественных работ для временного трудоустройства увольняемых с заводов. Из новых объявленных мер поддержки стоит расширять выдачу компаниям субсидий на финансирование закупок комплектующих у альтернативных поставщиков.
Ситуация будет сложнее, чем в 2008-м
Схожий прогноз дает и глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Он заявил, что «в ближайшие два года» экономику России ждут «очень серьёзные вызовы». Импортозамещение простой продукции, по его словам, особых проблем не вызовет, но со сложной проблемы могут быть. Реальные же доходы граждан упадут.
По его мнению, снижени ВВП в 2022 году составит 8,8%, а при более негативном сценарии развития событий — 12,4%.
— Даже если мы попадем в эту вилку между 8,8% и 12,4%, это будет падение больше, чем в кризис 2008-2009 годов, и больше, чем в пандемийный кризис, – предупредил Кудрин.
По его словам, «почти полтора-два года мы будем жить в очень сложной ситуации, и потому очень важно оценить правильно свои силы и ресурсы».
Алексей Кудрин.
Меры, предпринимаемые правительством по борьбе с кризисом, Кудрин назвал «беспрецедентными»: по предварительной оценке, цена антикризисной политики, поддержки населения и бизнеса в том числе — уже более 4 трлн. рублей. При этом Кудрин заявил, что российской экономике потребуется два года на перестройку.
Решение правительства отказаться в этом году от направления значительной части нефтегазовых доходов в Фонд национального благосостояния и все эти деньги потратить, экс-министр финансов назвал «судьбоносным». И предупредил: 6,3 трлн. рублей, которые по прогнозу можно за счет этого получить — «минимально необходимая сумма, которая нужна будет для ответа на нынешние вызовы с учетом роста безработицы».
Внутренний спрос начинает снижаться
При этом, как пишет телеграм-канал «Незыгарь», «падение реальных доходов россиян на 10-20% по итогам года рискует обрушить ВВП страны». К тому же оно станет одним из главных катализаторов социальной напряженности и роста общих депрессивных настроений масс.
Закрытие доступа к дешёвым кредитам рискует наложиться на сокращение покупательской способности достаточно быстро. Закредитованность населения в настоящий момент оценивается в 56%, а в отдельных регионах (Башкирия, Алтайский край, Оренбургская, Новосибирская области) превышает 80%.
Отмечается, что оперативный ввод правительством возможности перехода на кредитные каникулы в марте этого года пока не принес ощутимого результата: за прошедшие два месяца опцией смогло воспользоваться не более 1000 человек в среднем на регион, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга.
Многим просто нечем платить по кредитам.
Эксперты указывают на необходимость разработки более системных и доступных для граждан программ по выводу населения из долговой ямы.
Также, по мнению экспертов, экономический кризис усилит социальную тревогу, семейные и бытовые проблемы и другие проявления аномии (криминал, алкоголизм, внутрисемейные конфликты, наркомания, рост числа суицидов и т.д.).
И у них все будет плохо
В качестве психологического утешения экономист Михаил Хазин в программе «Полный контакт» с Владимиром Соловьевым предрек падение экономики США к осени этого года.
— США довольно быстро движутся по направлению к грандиозному краху, который может произойти уже этой осенью. Вряд ли до лета, но осенью точно, – отметил экономист.
Михаил Хазин.
По мнению Хазина, у США нет никакого конструктивного плана:
— В идеале им бы надо привести в соответствие доходы и расходы домохозяйств и убрать стимулирование расходов. Но, если ты это сделаешь, то у тебя упадет уровень жизни населения не на 5-15%, а на 50%. Они в своей политике стимулирования зашли так далеко, что хорошего выхода уже нет. Теоретически им надо бы сказать правду: ребята, нас ждут несколько колец спада 5-8 лет, а потом новая Великая депрессия. И мы должны сейчас спасать тех нищих, которым есть будет нечего. В смысле – еда есть, а купить им ее не на что. И, соответственно, спасать американскую экономику, – заявил Хазин.
Половина страны уже начала экономить
Но, независимо от американских сложностей, большинству российских семей уже необходимо решать: в чем они готовы ужать свои расходы. И, согласно результатам опроса сервиса «Зарплата.ру», 13% опрошенных экономят на отпуске, на ресторанах и кафе — 12%, на продуктах — 9%.
Россияне также снижают расходы на одежду, обувь и салоны красоты (7%), технике (2%) и мебели (3%). Меньше всего жители страны экономят на алкоголе (1%).
«Отпуск на даче» в ближайшие годы вновь будет крайне популярным туристическим направлением.
Треть всех опрошенных уже уменьшили общие расходы семьи на 10–20%. Порядка 8% респондентов вынуждены сократиться на 20–30%.
В качестве основной причины экономии 61% называет рост цен. 16% пытаются больше накапливать сбережений, потому что боятся нестабильной ситуации. 8% столкнулось с финансовыми трудностями. 6% — с проблемами получения зарплаты. 5% — потеряли работу.
И все это при том, что пока экономика России неплохо держит санкционный удар: в марте — первом полном месяце действия санкций — по сравнению с февралем зафиксирован даже рост производства 9,9%. Да и по отношению к марту 2021 года это плюс 3%.
На фоне всего происходящего в новом свете смотрятся решение российских чиновников о внедрении новой методики определения уровня благосостояния граждан.