Убегут ли из России все программисты, и что с этим делать
Правительство России приняло постановление о выделении 14 млрд рублей на поддержку компаний IT-отрасли в условиях санкций. Средства в виде грантов будут распределять Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника), Фонд развития центра разработки и коммерциализации новых технологий (фонд «Сколково») и Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ). О поддержке отечественной IT-отрасли и реальных рисках – «Блокноту» рассказал политолог Андрей Перла.
Россия — один из мировых центров развития IT-отрасли. Cобственно, наряду с США, по-видимому, мы единственная страна, которая не только пользуется тем же, что и все, но и создает собственные решения в сфере IT. Причем речь идет не только о программном обеспечении, но и о «железе». Можно сказать, что Россия может выжить в IT-изоляции, если припрет. Но никакой изоляции, на самом деле, не будет.
Разумеется, «либералы» в это не верят. Ни Яндекс их не убеждает, ни лаборатория Касперского, ни «Эльбрус», а в Лиге безопасного интернета они замечают лишь комическое.
Между тем, что санкции окажут на отрасль то же самое влияние, что на сыроварение: отрасль начнет развиваться быстрее, выдавая на рынок все новые и все лучшие продукты, те, что раньше можно было купить на западе, а теперь надо делать самим.
Запад пытается переманить российских программистов
Лучше всего это будет заметно даже не на уровне отдельных пользователей смартфонов и ноутбуков, а в таких сферах, как космическая связь (ни у кого нет, только у США, Китая и России)
При этом, ко всему прочему, изолировать Россию можно только с Запада. С востока и юга это невозможно, и любые технологии можно импортировать. Вопрос только в брендах.
Все это не новость, и о том, что никакого изоляции и провала в XIX век не получится, можно было бы догадаться, интересуясь развитием отрасли и глядя на опыт страны, на самом деле старательно от Запада изолированную. То есть на Иран. Санкции есть, никакого провала в XIX век нет. А ведь Россия намного больше, богаче Ирана и имеет многократно лучшие стартовые условия для развития почти любой отрасли экономики.
Собственно, страх того, что с IT в России что-то случится — не более, чем часть западной пропаганды. Нечто вроде «экономика разорвана в клочья» или «доллар у них стоит 200 рублей».
И очень легко отличить тех, кто на самом деле интересуется рисками и угрозами, преимуществами и возможностями России от тех, кому платят за «рус, сдавайся».
Но, к сожалению — и это настоящий, непридуманный риск — именно в IT довольно велик процент тех, кто стал жертвой пропаганды Запада. Кто в самом деле верит, что айфоны сделаны в Америке, и что интернет возможен только при «демократии». Эти люди сейчас побежали из страны.
Что с этим делать? Ничего с этим делать не надо. Путин все правильно сказал: Россия пройдет через самоочищение. Кто хочет убежать, пусть бежит. Потом посмеемся, глядя на «успехи» большинства из них на Западе. Ну, в отдельных случаях погрустим — кто знает, может, сейчас билет на рейс из Еревана в Париж берет новый Сикорский от программирования в среде Piton.
Но даже если такие найдутся, все равно: никакой опасности что-то всерьез потерять нет.
Эксперты утверждают, что в марте из России уехали около 70 тысяч IT-специалистов, в апреле могут уехать еще 100 тысяч. Кажется, что айтишники все бегут из страны, но это не так. Многие остаются. И не только из-за патриотических убеждений. Они уверены: в России сейчас — множество перспектив для работы, а высококвалифицированный специалист будет востребован всегда. «Блокнот» поговорил с представителями IT-сферы о том, как они видят будущее свое и своей Родины.