Творчество режиссера представляет собой значительное и необычное явление мировой культуры.
Также 4 апреля Международный день моркови, Международный день Интернета, Всемирный день бродячих животных, Международный день настройщиков фортепиано, Праздник иконы Божией матери «Изборская» и Международный день разминирования, а также в этот день в 1920 году состоялось избрание П. Н. Врангеля главнокомандующим Русской армией в Крыму, в 1944 году РККА отрезала одесской группировке нацистов пути отхода в Румынию, а в 2019 году самый быстрый космический грузовик «Прогресс МС-11» доставил груз на МКС.
Подробнее поговорим о выдающемся отечественном кинорежиссере Андрее Тарковском, внесшем значительный вклад в развитие мирового кинематографа. Андрей Арсеньевич Тарковский (1932-1986) — советский режиссер театра и кино, сценарист, народный артист РСФСР (1980), лауреат Ленинской премии (1990).
Андрей Тарковский
Тарковский оказал значительное влияние на мировой кинематограф. Его фильмы «Андрей Рублев» (1966, 18+), «Солярис» (1972, 12+), «Зеркало» (1974, 12+) и «Сталкер» (1979, 12+) периодически включаются в списки лучших кинопроизведений всех времен.
Творчество режиссера представляет собой значительное и необычное явление мировой культуры. Его фильмы образуют цикл о страданиях и надеждах человека, взявшего на себя бремя нравственной ответственности за весь мир. Концептуальные и художественные решения Тарковского отличаются оригинальностью и особой глубиной.
Детство и юность
Родился Андрей Тарковский в селе Завражье Юрьевецкого района Ивановской Промышленной области, на Волге, где жили родственники матери. Отец, Арсений Тарковский, был поэтом и переводчиком, уроженцем Елисаветграда. Мать, Мария Ивановна Вишнякова, принадлежавшая к старинному дворянскому роду Дубасовых, окончила московский Литературный институт, выпускником которого был и ее муж.
Андрей Тарковский на съемочной площадке
В сентябре 1932 года мать с маленьким Андреем вернулась в Москву. С 1934 года Тарковские жили в 1-м Щипковском переулке в Замоскворечье. В 1935 году Арсений Тарковский оставил семью.
В начале войны мать увезла Андрея вместе с его сестрой к родственникам в Юрьевец. «Это было тяжелое время. Мне всегда не хватало отца. Когда отец ушел из нашей семьи, мне было три года. Жизнь была необычно трудной во всех смыслах. И все-таки я много получил в жизни. Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссером, — всем этим я обязан матери», — отмечал впоследствии Тарковский.
В 1943 году Тарковские вернулись в Москву. С семи лет Андрей посещал районную музыкальную школу (по классу фортепиано), а в седьмом классе поступил в Московское художественное училище памяти 1905 года, где занимался рисованием. В 1951—1952 годах Тарковский учился на арабском отделении Московского института востоковедения, однако оставил учебу, получив сотрясение мозга на занятиях по физкультуре.
Андрей Тарковский на съемочной площадке
В мае 1953 года Тарковский устроился коллектором в научно-исследовательскую экспедицию института Нигризолото в далекий Туруханский район Красноярского края, где проработал почти год на реке Курейке, пройдя пешком по тайге сотни километров. «По возвращении из экспедиции в 1954 году Тарковский подал документы во ВГИК и был принят на режиссерское отделение в мастерскую Михаила Ромма. «Выбор этот был скорее случайным, чем осознанным», — признался он позднее.
Главным педагогом и наставником Тарковского в годы учебы был Михаил Ромм, воспитавший целую плеяду талантливых кинорежиссеров. Первой курсовой работой Тарковского стал короткометражный фильм «Убийцы» (0+), поставленный осенью 1956 года совместно с Александром Гордоном и Марикой Бейку по рассказу Хемингуэя. Эта работа получила высокую оценку Ромма. За ней последовал короткометражный фильм «Сегодня увольнения не будет…» (1957, 0+).
Успех в кино
В 1961 году Тарковский подал заявку на фильм «Андрей Рублев» (первоначальное название — «Страсти по Андрею»), который требовал большой подготовительной работы. Поэтому его первой полнометражной постановкой стал фильм «Иваново детство» (12+) по мотивам военного рассказа Владимира Богомолова «Иван».
Андрей Тарковский
Пронзительно-трагическая история подростка (Николай Бурляев), в которой светлый мир детства противопоставлялся мрачным реалиям войны, произвела настоящую сенсацию в мировом кино. Фильм был удостоен «Золотого льва святого Марка» Международного кинофестиваля в Венеции (1962) и многих других кинопремий. При очевидном тяготении к стилистике Брессона и Куросавы молодой советский режиссер показал самостоятельный талант оригинально мыслящего художника.
Тем временем Тарковский приступил к работе над фильмом об Андрее Рублеве, в котором заглавный герой находился в мучительном поиске себя в отношениях с миром, с людьми. Съемки начались в 1964 году и продолжались больше года. В это время в стране наметился переход от оттепели к застою. Работа над фильмом продвигалась медленно и сложно. Советские чиновники от искусства усмотрели в нем невыгодные параллели с современной действительностью, многих из них раздражала и его непривычная форма. «Андрей Рублев» подвергся проработкам и цензурным поправкам.
Кадр из фильма «Андрей Рублев»
В 1969 году французская фирма, получившая права на зарубежный прокат «Андрея Рублева», показала его вне конкурса на Каннском кинофестивале, где он был удостоен одного из призов. 19 октября 1971 года фильм был, наконец, выпущен в отечественный прокат и с тех пор практически не сходил с экрана.
В 1970 году после почти пятилетнего перерыва Тарковский приступил к съемкам фильма «Солярис». В 1972 году «Солярис» был показан на Каннском кинофестивале и, кроме Специального приза жюри, получил также Приз экуменического жюри. В 1973 году фильм вышел в советский прокат.
В 1974 году режиссер снял свой самый исповедальный фильм «Зеркало». В нем он не стал сковывать себя рамками традиционного сюжета и предложил богатый набор визуальных ассоциаций и воспоминаний художника — автора и героя. Смысловая структура фильма оказалась удивительно многомерной — наряду с философско-поэтическими «кодами» в некоторых эпизодах читался антитоталитарный подтекст (эпизод в типографии и др.). На совместном заседании коллегии Госкино и секретариата правления Союза кинематографистов «Зеркало» признали непонятным, немассовым и в общем неудачным фильмом.
Кадр из фильма Тарковского «Сталкер»
Фильм «Зеркало» вышел в ограниченный прокат и обострил скрытое противостояние режиссера и власти. Снятый в 1979 году по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» фильм «Сталкер» выглядел своего рода компромиссом: угрожающе-таинственная и одновременно сулящая исполнение любых желаний Зона воспринималась и как намек на кризис технократической (то есть «капиталистической») цивилизации, в том же ключе можно было истолковать и смысл диалогов писателя (Анатолий Солоницын) и профессора (Николай Гринько). 7 июня 1979 года «Сталкер» был принят Госкино, а 15 июня состоялась его премьера в Доме кино.
25 января 1980 года Тарковскому было присвоено звание Народного артиста РСФСР. В мае 1980 года «Сталкер» был показан на Каннском кинофестивале и получил Приз экуменического жюри.
В Западной Европе
В 1980 году Тарковский отправился в Италию для работы над сценарием фильма «Ностальгия» (12+). 4 апреля 1982 года Тарковскому исполнилось 50 лет, однако на родине не было опубликовано юбилейных текстов, не было организовано формальных торжеств в Доме кино.
Андрей Тарковский на съемочной площадке
В ходе поиска натуры режиссер снял документальный фильм «Время путешествия» (1982, 0+). В 1983 году фильм «Ностальгия» был показан в конкурсе Каннского кинофестиваля и получил Приз за режиссуру, Приз ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри.
После окончания срока командировки Тарковский с женой Ларисой продолжал оставаться в Италии и отправил из Рима письмо на имя председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша с просьбой предоставить его семье возможность в течение трех лет жить в Италии, после чего он обязывался вернуться в СССР. Однако в СССР такую просьбу не оценили. 25 мая 1983 года директор «Мосфильма» подписал приказ об его увольнении Тарковского «За неявку на работу без уважительной причины».
10 июля 1984 года на специально созванной пресс-конференции в Милане режиссер объявил о своем решении остаться на Западе, то есть Тарковский стал невозвращенцем. На родине запретили показывать его фильмы в кинотеатрах, упоминать его имя в печати.
Андрей Тарковский
Мэрия Флоренции подарила Тарковскому квартиру и присвоила звание почетного гражданина города. Снятый в Швеции фильм «Жертвоприношение» (1986) стал последней работой режиссера. 13 декабря 1985 года врачи диагностировали у него рак легких. Тарковский умер в Париже 29 декабря 1986 года на 55-м году жизни. В 1990 году Андрей Тарковский был посмертно удостоен Ленинской премии.
Творчество Тарковского оказало огромное влияние на западных режиссеров. Стивен Содерберг даже осмелился бросить Тарковскому вызов в виде ремейка. Свою версию «Соляриса» (2002, 12+) он представил не как самостоятельную экранизацию романа Станислава Лема, а как переосмысление культового фильма Тарковского, как творческий диалог через три десятилетия. Критики отмечали также явную связь с «Солярисом» и фильма «Интерстеллар» (18+) Кристофера Нолана.