Предприятие «Алтайский химпром» рассматривает возможность переезда из Ярового в Московскую область. Как заявил управляющий партнер завода Владислав Зырянов министру промышленности и энергетики региона Вячеславу Химочке, заниматься производством в Алтайском крае стало крайне сложно из-за действий налоговиков, поставщиков энергии и местных властей. Окончательное решение о релокации производственных мощностей руководство планирует принять после того, как закончится судебное разбирательство с одним из поставщиков – МУП ЯТЭК, которое является оператором местной ТЭЦ. Об этом пишет «Толк».
Со своей крайне эмоциональной речью Владислав Зырянов выступил 5 августа на стратегической сессии, посвященной химической промышленности в регионе. «Сегодня мы прорабатываем вопрос релокации нашего предприятия. Потому что никакого смысла оставлять его на Алтае мы пока не видим. Сырья здесь нет, поддержки, хотя бы на уровне «не мешайте», тоже нет, газа нет, и, когда он будет, не понятно, внятной позиции энергетиков нет, налоговая реально задрала», — сходу обозначил управляющий партнер «Алтайского химпрома» основные причины для переезда.
По словам Зырянова, собственники уже подобрали себе новую площадку в Московской области и сейчас ведут переговоры о способах покупки. Он отметил, что в сложившейся ситуации проще потратить 100-200 млн рублей, чтобы перевезти все оборудование туда, где «все это правильно организовано, где внятное правительство, где заинтересованы, чтобы производитель чувствовал себя комфортно». При этом Зырянов обмолвился, что ему, конечно, не хотелось бы, чтобы этот план в итоге был реализован. Здесь, в Алтайском крае, он видит потенциал, но раскрывать его местные власти, на его взгляд, не планируют.
Одним из важных поводов для переезда на «Алтайском химпроме» называют взаимоотношения с МУП ЯТЭК, эксплуатирующим ТЭЦ Ярового. Станция в принципе когда-то создавалась именно для того, чтобы снабжать энергией завод, однако сейчас с этим возникают сложности. Зырянов рассказал, что ранее МУП защитил в Управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов новый ценник на тепловую энергию, который оказался выше старого на 30 %. «Ладно, мы с этим согласились. Но нам в одностороннем порядке поднимают на такой же процент стоимость пара, который они выбрасывают в воздух. В утвержденном тарифе есть понятие тепловой энергии, а в новом договоре, который нам предлагают, – отбросный пар», — возмутился Зырянов.
26 июля ТЭЦ прекратила подачу пара из-за проведения технологических ремонтов. После этого, по утверждению управляющего партнера «Алтайского химпрома», руководство МУПа в ультимативной форме заявило, что пока завод не подпишет соглашение с новыми расценками на пар, его подача не будет возобновлена. Химпредприятие обратилось в суд с требованием признать действия МУПа незаконными. Решение по их иску пока не вынесено. «Факт остается фактом. У нас есть ряд контрактов, которые не сможем выполнить в отсутствие пара. Но с «террористами» мы договариваться точно не будем», — заключил партнер завода.
Вячеслав Химочка попытался объясниться с Зыряновым, но, судя по всему, ему не вполне это удалось. Он рассказал, что МУП уже не может продавать тепловую энергию дешевле установленного тарифа – это нанесет ущерб бюджету и самого предприятия, и города, а кроме того, грозит уголовной ответственностью для руководителей. Сам Химочка понимает, что пар и тепловая энергия – разные позиции. Однако в этой ситуации, на его взгляд, стоит все же дождаться четкого решения суда о том, что пар не входит в структуру теплоносителя, и, соответственно, может поставляться по иным ценам. Если этого не сделать, то МУП действительно можно очень сильно подставить.
Зырянов со своей стороны парировал, что ЯТЭК прекратил поставку пара, не дожидаясь решения суда. Во-вторых, регулятор не устанавливает тариф на отбросный пар, который потребляет «Алтайский химпром». «Если бы в тариф входил пар, то МУП бы отвечал за его параметры, а они очень нестабильные, и мы могли бы за это спросить. Нам, по сути, продают горячий воздух по цене тепловой энергии», — объяснил он свою позицию. Говоря о возможном ущербе городскому бюджету, партнер завода предостерег, что с уходом предприятия денег в бюджете не будет вовсе. Кроме того, без работы останется больше 200 человек, так как после переезда «Алтайский химпром» планирует забрать с собой лишь около 80 человек. В любом случае, окончательное решение о релокации будет принято только после завершения судебного разбирательства с МУПом.
Владислав Зырянов заявил, что его слова не стоит воспринимать как ультиматум. Это скорее призыв к властям обратить внимание на остро стоящие вопросы, пусть даже и не стратегические. По его словам, предприятие засыпают запросами налоговики. «Эти запросы сыпятся, как из рога изобилия. Как с этим бороться — мы совершенно не понимаем. Ничего ни разу у нас не нашли. По НДС к нам никогда вопросов не возникало. Но два человека и директор предприятия заняты исключительно походами в налоговую инспекцию и объяснениями. Я считаю, это злоупотребление правом на контроль оперативной деятельности предприятия», — рассказал управляющий партнер. Кроме того, у него есть претензии и к размерам налоговой нагрузки, при том, что деятельность пенсионного фонда и фонда обязательного страхования остается, на его взгляд, непрозрачной.
Помимо этого он считает, что власти должны проявить волю и заняться протекцией российских производителей хотя бы на внутреннем рынке. «Говорят о мерах господдержки. Мы ни одной копейки субсидии не получали и не планируем, у нас есть деньги для развития. Но мы хотим, чтобы был здоровый протекционизм. Свободы торговли на самом деле нет. Мы знаем, как субсидируется экспорт и производства в Китае. Равных условий у нас нет», — рассказал Зырянов.
Вячеслав Химочка согласился, что поставленные вопрос справедливы, но «нужно определить, как их решать, к кому обращаться». Справедливости ради нужно сказать, что многие из обозначенных тем находятся в сфере ответственности федеральных властей. Однако Зырянов не верит, что у региональных властей нет инструмента, которым можно «осадить энергетический экстремизм» МУПа и налоговую службу. На это, считает он, нужны добрая воля и системные решения.
Добавим, что в 2020 году компания оказалась в центре скандала: проверка показала, что «Алтайский химпром» допустил нарушений более чем на 60 млн рублей при освоении средств из федерального бюджета, поступивших в рамках госпрограммы развития промышленности. Кроме того, в 2015 году «Алтайский химпром» подал заявку на получение льготного целевого займа под 5 % годовых из федерального Фонда развития промышленности на срок до семи лет. Заявка была рассмотрена уже к 2016 году, тогда речь шла о выделении средств на модернизацию и расширение химического производства. Примечательно, что именно в 2015 году Арбитражный суд Алтайского края ввел наблюдение в ООО «Форэс-Химия», которое с 2014 года являлось владельцем ОАО «Алтайский Химпром». Решение было принято по заявлению самой компании, которая указала, что не может исполнить обязательства перед кредиторами.
Напомним, что «Алтайхимпром» был создан в 1944 году как бромное производство для нужд оборонной промышленности. Предприятие выпускало кремнийорганические жидкости, дезинфицирующие препараты, лакокрасочные материалы, химическую продукцию различного технического назначения и товары бытовой химии. Среди его совладельцев фигурировал холдинг «РТ-Химкомпозит» (входит в ГК «Ростех») с долей в 38 % и несколько московских компаний.
В сентябре 2011 года из-за долгов, превышавших 670 млн рублей, «Алтайхимпром» был признан банкротом. Через год на его базе создано ОАО «Алтайский Химпром» с уставным капиталом более 357 млн рублей, где налажено аналогичное производство. Осенью 2013 года ООО «Форэс-Химия» взяло в аренду цех, где производилась бензойная кислота, и восстановило его. В начале 2014 года екатеринбургская компания в ходе конкурсной распродажи купила вспомогательное имущество «Алтайхимпрома» (19 цехов), а также принадлежавшие банкроту 59 % акций ЗАО «Алтайлюминофор» (производит катализаторы дегидрирования низших парафиновых углеводородов). В том же 2014 году «Форэс-Химия» получила контроль и над 100 % акций «Алтайского химпрома».
UPD 14:43: Как сообщили ИА «Банкфакс» в правительстве Алтайского края, власти региона и Минпромэнерго в частности оказывают содействие руководству «Алтайского химпрома» по всем возникающим вопросам. «Мы заинтересованы в эффективной работе завода, и со своей стороны предпринимаем меры, чтобы предприятие развивалось, выходило на новые рынки сбыта и создавало новые рабочие места. Ряд проблем, озвученных представителем АО «Алтайский Химпром», действительно, имеют место. Для их решения правительство Алтайского края работает с администрацией Ярового (например, в части отпуска пара); по вопросам, связанным с дальнейшим развитием предприятия, правительство региона и Минпромэнерго продолжают взаимодействие с собственниками», — проинформировали власти.