Западно-Сибирская транспортная прокуратура направила губернатору Алтайского края Виктору Томенко письмо, в котором указала на недопустимость обсуждаемой продажи контрольного пакета акций АО «Авиапредприятие «Алтай» холдингу «Новапорт». Сделка в том виде, в каком она предлагается краевыми властями, будет незаконной, указали в ведомстве. Таким образом судьба аэропортового комплекса вновь становится неясной в условиях резкого падения пассажиропотока. Тезисы из письма прокуратуры приводит «Российская газета». 

Ранее правительство Алтайского края предложило, а депутаты Алтайского Заксоброания утвердили план передачи контрольного пакета акций АО «Авиапредприятие «Алтай» холдингу «Новапорт». Это должно было произойти путем допэмиссии акций, которые предполагалось передать для выкупа «Новапорту». Еще на стадии обсуждений некоторые наблюдатели указывали, что это не вполне рыночный механизм. Надзорное ведомство также указало, что такая схема влечет нарушения норм антимонопольного и иного федерального законодательства. Сотрудники Западно-Сибирской транспортной прокуратуры пришли к выводу, что правительством края «фактически рассматривается вариант проведения приватизации авиапредприятия путем продажи дополнительных эмитированных акций без проведения обязательных открытых торгов».

Вдобавок увеличение уставного капитала такого АО, как «Авиапредприятие Алтай», возможно только при условии сохранения государством или муниципальным образованием доли в размере не менее чем в 50 % голосов плюс одна голосующая акция. «Таким образом, размещение дополнительных акций АО «Авиапредприятие Алтай» по рыночной стоимости, которое повлечет снижение доли Алтайского края в уставном капитале предприятия с 52 % до 25 % плюс одна акция, будет противоречить требованиям ФЗ-178 «О приватизации государственного и муниципального имущества». Кроме того, заключение правительством края инвестиционного и акционерного соглашений с ООО «Новапорт Холдинг», предусматривающих фактическую продажу активов авиапредприятия единственному покупателю без проведения публичных торгов, приведет к нарушению законодательства о защите конкуренции», — заключил и. о. транспортного прокурора Илья Сухоносов.

В прокуратуре также указали властям на альтернативный и законный путь решения проблемы: заключение с холдингом концессионного соглашения. По мнению сотрудников ведомства, оно бы позволило не только законно привлечь в регион инвестиции, сохранив имущество в собственности субъекта РФ, но и повысить качество услуг для авиапассажиров. Будет ли краевыми властями принят предложенный вариант — пока неизвестно. «Банкфакс» направил соответствующий запрос в пресс-службу регионального Минтранса.

После этого письма возникает по меньшей мере два вопроса, пишет «Российская газета». «По каким причинам юридические службы краевых правительства и законодательного собрания (депутаты одобрили сделку) не увидели законодательных подводных камней при подготовке соглашений с «Новапортом»? И будет ли интересен «Новапорту» вариант концессионного соглашения?» — пишет издание.

На то, что с предстоящей куплей-продажей акций могут возникнуть проблемы, указывало иностранное происхождение части капиталов «Новапорта», отмечает РГ. Эксперты обратили внимание на то, что холдинг на паритетных началах принадлежит международной инвестгруппе бизнесмена Романа Троценко и казахстанскому инвестфонду Meridian Capital (эта транснациональная корпорация была зарегистрирована в оффшорной зоне Бермудских островов в начале 2000-х годов). Не исключено, что интерес «Новапорта» к барнаульскому аэропорту (и не только) может быть связан с попытками западных транснациональных корпораций закрепиться на Евразийском пространстве в ряде перспективных сфер, в том числе и в логистике, подчеркивают аналитики.

Любопытно, что еще в феврале в сообществе Barnaul22 «ВКонтакте» появилась публикация от имени сотрудников АО «Авиапредприятие «Алтай», управляющего аэропортом Барнаула, которые публично выразили свою обеспокоенность планами правительства Алтайского края продать холдингу «Новапорт» контрольный пакет акций предприятия. По их мнению, это будто бы неминуемо должно привести к сокращению числа рабочих мест. 

Напомним, что на данный момент «Новапорт» владеет 156 492 (48 %) акциями предприятия, а 169 533 (52 %) принадлежит Алтайскому краю. В рамках сделки правительство Алтайского края планировало передать контроль над АО «Авиапредприятие «Алтай» холдингу «Новапорт» путем выпуска новых акций аэропорта, которые планировала выкупить группа компаний. В результате такой сделки доля региона была бы сокращена, а холдинг получил бы контрольный пакет. Предварительно сумма сделки могла составлять порядка 600-700 млн рублей, точную цену планировали назвать после проведения оценки акций. В рамках данного соглашения также планировался инвестиционный проект «Новапорта» по возведению международного терминала площадью 8,5 тысяч кв. м и предварительной стоимостью 3 млрд рублей. При этом сделка предусматривала бы сохранение для региона возможности выкупить акции обратно, если холдинг нарушит договоренности. Ранее предполагалось, что к строительству могут приступить уже в 2021 году, а ввод нового здания в таком случае должен произойти уже к весне 2023 года.

Отметим также, что после февральского заседания регионального правительства предполагалось, что оценка рыночной стоимости акций авиапредприятия будет закончена до июня этого года. Однако на запрос корреспондента РГ краевому министру транспорта Александру Дементьеву об итогах этой работы 23 ноября пришел следующий ответ: «Процедура оценки рыночной стоимости пакета акций АО «Авиапредприятие «Алтай» на сегодняшний день находится в работе. Происходящие события, повлиявшие практически на все сферы, не обошли стороной и авиатранспортную отрасль, которая в этих условиях является также пострадавшей. В связи с чем потребовалось проведение дополнительных консультаций, насколько серьезно это может повлиять на конечный результат оценки».

Между тем, по данным регионального Минтранса, с января по октябрь 2020 года в барнаульском аэропорту было обслужено 260 тысяч пассажиров (на 43 % меньше, чем за тот же период 2019 года). Ожидаемый пассажиропоток по итогам года — порядка 350 тысяч человек (в 2019 — 532 тысячи).