Под угрозой уничтожения могут оказаться огромное количество товаров российских производителей
В редакцию «Блокнота» обратились продавцы электронной площадки OZON, которые обеспокоены дальнейшей судьбой своего товара.
«16 августа мы столкнулись с неправомерными действиями со стороны ОЗОН. Маркетплейс Озон в одностороннем порядке ввел для всех продавцов изменения в договор оферты относительно неходового товара. В новых правилах маркетплейс установил, что товар, у которого не было продаж на протяжении 60 дней и более, а также товар с большим товарным остатком (по мнению Озон) подлежит принудительному включению в акцию со скидкой до 95%, платному уничтожению за счет продавца либо вывозу со склада озон с оплатой 50 рублей за каждую единицу такого товара. При этом не учтена специфика товара, его сезонность. Изменения вступили в силу 17 августа, а уже на следующий день тысячи продавцов получили уведомления со списком неходовых товаров. Мы направляли в службу технической поддержки возражения относительно новых пунктов договора оферты, с требованием отменить утилизацию, предоставить переходный период для внесения изменений, предлагали найти компромиссные решения, но Озон на компромисс идти отказывается», — рассказывают продавцы.
Они утверждают, что в список неходовых товаров попали даже те, которые недавно поступили на склады и по ним не отсутствовали продажи более 60 дней, поскольку были нулевые остатки, популярные товары из списка «топ», которые поставлены на склады с запасом в преддверии скорых распродаж, товары с большим остатком, который сформировался ввиду распределения по регионам для снижения стоимости логистики и сокращения сроков доставки до покупателя.
«Месяцем ранее, 1 июля 2023 года, компания ввела повышение логистики до 35%, если товары продавцов не распределены по региональным складам, теперь заставляет вывозить под угрозой уничтожения или продажи в убыток миллионы товаров. Из-за внесенных изменений в договор оферты тысячи продавцов сейчас находятся на грани банкротства, поскольку множество предпринимателей, которые брали кредиты, в том числе и у «Оzon банк», не смогут вернуть заемные средства, оплатить налоги, заработную плату сотрудникам, покрыть расходы на вывоз товаров со склада. Кроме того, продавцам при любом исходе придётся заплатить озон: 50 рублей за единицу товара при вывозе со склада, 75 рублей при утилизации, оплатить комиссию и логистику в полном объеме при продаже товара с 95% скидкой (больше стоимости товара)», — обеспокоены сейлеры.
Осложняется ситуация тем, что на складах Озон нет свободных дат для вывоза товаров.
«К возникновению проблем с остатками у ОЗОН привело в том числе то, что в августе прошлого (2022 года) ОЗОН ввел самостоятельное распределение товаров по региональным складам, через систему вРц, т.е. товары продавцов распределили в города со слабыми продажами и отгрузками как Самара, Новороссийск и т.п., где часть товаров не продана до сих пор в результате ошибки Озон и некорректной работы их ИТ системы», — считает один из предпринимателей.
В пункте договора оферты «1.9. Собственность на товар» у Озон написано, что товар, переданный Ozon, остаётся в собственности Продавца до реализации товара Клиенту, либо реализации товара Ozon, а в п. «2.5 Цена товара» указано, что Продавец самостоятельно определяет цену на товар и указывает её в ЛК.
«При этом в новом варианте договора оферты с 17 августа Озон говорит о том, что по товару, который Озон считает неходовым, он может в одностороннем порядке добавить в акцию со скидками до 95%. Налицо противоречие, товар не является собственностью Озон, цену устанавливаем мы сами, но Озон почему-то решил, что тоже может распоряжаться нашим товаром, не имея на это соответствующих прав», — озадачен продавец.
Сейлеры уверены, что со стороны Озон нарушено множество пунктов договора оферты и созданы все условия для ухудшения конкуренции для участников рынка электронной торговли.
«На основании нововведений и некорректно работающих отчетов продавцы площадки, в том числе и я, понесем колоссальные убытки. По самым приблизительным подсчетам сумма убытков для меня составит около 1 миллиона рублей», — уверен один из продавцов.
Сейлеры не только ведут переписку с представителями компании Озон, но и пишут в ФАС. Также составлено коллективное письмо на имя Президента.
Если вы или ваши родные столкнулись с проблемой, если вам нужна огласка в СМИ, вам есть, что рассказать — пишите на почту «Блокнота» red@bloknot.ru или в telegram-bot @messagesrussii_bot