Врач без прикрас рассказал, как по-новому убивает «корона».
Волгоградский патологоанатом поделился тайнами своей работы и рассказал, как новые штаммы коронавируса косят молодое поколение россиян. Люди стали умирать не от пневмонии, а от сердечных приступов и внезапных кровоизлияний в мозг.
В прошлом году Минздрав РФ запретил врачам страны без согласования давать любые комментарии о COVID-19. Волгоградский патологоанатом на условиях анонимности согласился рассказать, почему сейчас коронавирус поражает россиян преимущественно в возрасте 18-50 лет, и в каких мучениях им приходится умирать.
При проведении патологоанатомических исследований замечаете какие-либо изменения поражения человеческого организма в связи с появлением новых штаммов коронавируса?
— Поражение лёгких, характерное для COVID-19 сохранилось, но в этом году общая картина сильно поменялась, — рассказал корреспонденту «Блокнот-Волгоград» врач-патологоанатом. — Мы привыкли, что при вскрытии лёгкие умерших от COVID-19 красные, мясистые, лаковые, увеличенные по весу и объёму. Сразу было понятно, что пациент перед смертью уже просто не мог дышать. А сейчас помимо этого, у пациентов активно развивается фиброз. Лёгкие очень плотные.
Врач отметил, что коронавирус трансформировался и теперь воспаление лёгких может быть далеко не главным проявлением COVID-19.
— COVID-19 сейчас поражает не только лёгочную ткань, а все сосуды микроциркуляторного русла. Среди медиков это называется тромбогеморрагический синдром, — говорит специалист. – В итоге получается, это приводит к закупориванию капилляров. Органы человека не могут выделять кислород, шлаки, различные вещества. Происходят тромбозы, когда стенки органов не задерживают жидкость, которая выходит в ткани. Поражаются не только лёгкие, но сердце, почки, головной мозг, печень, желудочно-кишечный тракт. COVID-19 системно поражает организм пациента, это называется синдром полиорганной недостаточности.
— Как у молодых пациентов проявляется болезнь?
— Кто-то умирает очень быстро, причём при минимальном поражении лёгких, — поделился патологоанатом. – Были случаи, когда у умершего было до 10% поражения, а смерть наступала из-за поражения сосудистого русла. Происходят микротромбозы в голове и человек умирает от кровоизлияния. Часто подобные случаи встречаются не только у молодых пациентов, но и у людей с больным сердцем. Сердце останавливается, и всё. Завести его практически не реально.
— Получается, что у человека может не быть пневмонии, а COVID-19 уже поразил его?
— Бывает, при незаметном небольшом поражении лёгких, в почки не выводят мочу, — говорит врач. — Из человека просто не выходят все шлаки. Развивается почечная и печёночная недостаточности, сердечная и мозговые недостаточности. Где у человека более слабое место, там COVID-19 наиболее поражает организм. В прошлом году такого не было.
— То есть человек может не знать, что заразился, и мгновенно умереть?
— Да, случаются острые остановки сердца при небольшом поражении легочных тканей, — признаёт патологоанатом. – Или у человека развивается мозговая симптоматика, а потом резкий скачок температуры. Однажды у пациента впервые в жизни температура поднялась до 42 градусом. Врачи час пытались её сбить, но безуспешно. Человек скончался. На самом деле, сейчас происходят очень страшные вещи.
— Но всё-таки, как сейчас COVID-19 бьёт именно по молодым россиянам?
— Почему-то у молодых пациентов развивается очень часто острая сердечная недостаточность, — признался врач. – Плюс мозговая симптоматика. У молодёжи страдает почему-то именно сердце. Скорее всего, так поражают именно новые штаммы COVID-19, ведь в начале пандемии до их появления такого не было. Происходит что-то новое.
— В Сети распространён миф о том, что употребление небольших доз коньяка помогает не допустить заражения.
— Алкоголь не убережёт от COVID-19 – 100%. У нас были пациенты, которые в период заболевания начинали выпивать в очень большом количестве, — отметил врач. — Когда они к нам поступали, то было видно поражение печени, сердца при поражении COVID-19. То есть пациент алкоголем усугублял своё состояние.
— Как вы определяете, к какой категории жертв коронавируса относится покойный?
— Поступает, например, в больницу пациент, у которого COVID-19 был при жизни подтверждён, он лечился от него, — говорит патологоанатом. — В подобных ситуациях смотрим на общую картину и выставляем в итоге COVID-19, как основную причину смерти, — рассказал врач. – А бывают пациенты, которые поступают с подозрением ковидные госпитали только с подозрением на коронавирус. В таких случаях, врач-патологоанатом отправляет ткань покойного на вирусологическое исследование в лабораторию. Когда приходит результат положительный – COVID-19 ставится основным заболеванием пациента. Изучается и история болезни, смотрится на уровне гистологии, как шло её течение и поражение организма. После сравнения всех данных, врач и делает вывод — был COVID-19 основным или сопутствующим заболеванием.
— А как же статистика, где указывается, что COVID-19 не повлиял на смерть пациента?
— Это когда пациент поступает на ранней стадии с подозрением на COVID-19. То есть, нет его проявлений, в том числе на уровне гистологии. Тогда врач-патологоанатом вообще не выставляет его основным заболеванием и даже сопутствующим. Так как его нет в результатах вирусологического исследования и гистологии.
— Вы провели тысячи, если не десятки тысяч вскрытий. Но до сих пор обществу не дали категоричный ответ о природе коронавируса – естественный это вирус или нет. Что думаете по этому поводу?
— Данный вопрос не в моей компетенции, — уклончиво ответил врач. – Врач-патологоанатом видит только его проявления, как природного фактора. COIVD-19 очень агрессивен к сосудам. Первые пути заражения в начале пандемии были в основном через лёгкие, но сейчас и через желудочно-кишечный тракт. Всё неоднозначно.
— Принципиально ли жертвам COVID-19 знать об истории их болезни, или люди уже смирились, что убила корона и всё?
— Люди продолжают интересоваться причиной смерти своих близких. Но сейчас, пока мы не проведём весь комплекс исследований, не выписываем окончательного заключения, — говорит патологоанатом. — С прошлого года, чтобы не было ситуаций, когда родственникам выдают окончательные медицинские свидетельства, а потом меняют их, мы стали выписывать предварительные медицинские свидетельства о смерти, дабы не вводить в заблуждение ни их, ни себя. В некоторых ситуациях сразу тяжело сделать объективный вывод о причине смерти. Например, при вирусной пневмонии или гриппе у пациента. И пока не проводили весь комплекс исследований, мы не выдавали заключений. Люди переживали, нервничали, строили себе теории заговора. И их можно понять.
Ранее «Блокнот» писал о переполненных моргах в Москве. Жара и коронавирус делают свое страшное дело — жители столицы мрут по несколько десятков человек в час. морги с нагрузкой не справляются. Родным и близким умерших приходится ждать в очереди на захоронение по две недели.