54-я сессия депутатов VII созыва Алтайского Заксобрания, которая состоялась 27 мая и стала предпоследней очередной для нынешнего созыва, была довольно продолжительной, сумбурной и одной из самых активных в этом году. Казалось, депутаты почувствовали, что до выборов осталось совсем немного, а потому со всей душой погрузились в суть повестки. Ожидаемо, одним из самых обсуждаемых стал законопроект о процедуре предстоящих выборов, который был принят, даже несмотря на недовольство оппозиции. Также бурную реакцию парламентариев вызвал закон о молодежной политике, который, по их мнению, выглядит слишком рамочно и не отражает потребностей молодых людей. Несладко пришлось и вице-губернатору Игорю Степаненко, который представил отчет губернатора и правительства об оценке оказания услуг в организациях социальной сферы в Алтайском крае. «Социальный» зампред получил приличную порцию критики и за выбранную методику оценки, и за работу подрядной организации, и за полученные результаты. Накал страстей к началу 15-минтуки оказался так силен, что спикер Романенко был вынужден урегулировать ситуацию.
Стоит отметить, что прямо перед началом заседания парламентарии серьезно изменили повестку сессии. Так, детский омбудсмен Алтайского края Ольга Казанцева взяла «самоотвод» и сняла заявленный ею законопроект о внесении изменений в деятельность уполномоченного, который мог вызвать дискуссию в парламентском центре. Данным проектом предполагалось узаконить право омбудсмена не предоставлять информацию по поступившим к ней обращениям. Еще один вопрос – инициатива справедливороссов о ежегодных денежных выплатах гражданам категории «дети войны» — был снят по предложению комитета АКЗС по бюджетной политике и налогам, который нашел идею безосновательной. Это всерьез возмутило лидера фракции эсеров Александра Молотова, которые попытался отстоять законопроект, упомянув, что подобную инициативу единороссов ранее приняли и посчитали ее обоснованной. Однако спикер парламента Александр Романенко напомнил, что тогда условия жизни и законодательства отличались от тех, что есть сейчас, на этом вопрос был закрыт – а законопроект отклонен. Второе предложение эсеров о внесении изменения в закон Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» Молотов снял сам, аргументировав это тем, что справедливороссы нашли понимание в правительстве и решили доработать законопроект совместно.
Вместе с тем, своеобразным лейтмотивом парламентского дня стало желание справедливороссов скорректировать название фракции до удлиненного «Справедливая Россия – За правду» в соответствии с наименованием партии. Инициатива была принята, после чего лидер коммунистов в АКЗС не преминула съязвить в сторону сидевших ниже эсеров, представившись: «Мария Прусакова, фракция КПРФ, пока без приставки», — чем многих довела до смеха. Однако сами справедливороссы, кажется, затаили обиду, и впоследствии, произносили появившуюся в названии часть «За правду» с особой выделительной интонацией. Исключением по понятным причинам стал Владислав Вакаев, который произнес добавленную часть несколько задумчиво и многозначительно.
Помимо отчетов бизнес-омбудсмена и председателя Счетной палаты одним из самых обсуждаемых стал проект «О внесении изменений в Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве», который представил молодой функционер-единоросс Денис Голобородько. Согласно документу, у избирательной комиссии Алтайского края появятся полномочия, позволяющие обратиться в Роскомнадзор с представлением о пресечении распространения незаконной агитации в Сети. Кроме того, в связи с появлением многодневной формы голосования в проекте закона уточнили сроки проведения предвыборной агитации. Данный период должен будет прекращается в 0:00 по местному времени первого дня голосования. Также авторы проекта закона предложили в целях повышения прозрачности проведения выборов увеличить предельный размер избирательных фондов, а также долю собственных средств кандидатов и избирательного объединения (в том числе средств, выделенных избирательным объединением кандидату) в составе избирательных фондов. Кроме того, планируется увеличить процентное соотношение добровольных пожертвований, поступающих при формировании избирательного фонда.
Представителям оппозиции такой расклад пришелся не по нраву. Коммунистка Мария Прусакова заявила, что этот законопроект, как и многие другие, лишь формально направлен на прозрачность и улучшения избирательного процесса, но лучше от этого процедура не становится. «Это скорее формы сдерживания, фильтрации. Я даже не буду говорить об иноагентах, о нарушениях на праймериз, но момент с увеличением избирательного фонда заслуживает отдельного разговора. Уж мы не страдали и не страдаем. Нам проблемы «Единой России» не понять. Вообще это неплохой способ конвертации и обналичивания средств без дополнительной базы налогообложения. Поэтому как раз тут все понятно», — заявила Прусакова.
Ее поддержал и лидер справедливороссов в АКЗС Александр Молотов. Он отметил, что у оппозиции никогда не было проблем с расширением избирательного фонда. «Нам ни 2 млн, ни 40 млн не набрать. Таких денег отродясь не было, поэтому и переживать нам не стоит, всем понятно, для какой партии это делается», — заявил Молотов, кивнув в сторону докладчика Голобородько, представляющего ЕР. По мнению Молотова, изменения, касающиеся иноагентов, также могут сослужить дурную службу любой партии: «Какой-то сторонник партии внесет 10 рублей в поддержку, а потом окажется, что он иноагент, и что это значит, что мы с ним сотрудничаем?» В то же время эсер обратил внимание, что в законе есть и рациональное зерно, например, отмена «дня тишины», однако, взвесив все «за» и «против», справедливороссы решили воздержаться.
В унисон предыдущим ораторам ожидаемо высказалась и представительница фракции ЛДПР Евгения Боровикова, по словам которой, после принятия данного закона одномандатники окажутся в неравном положении – в зависимости от их материального достатка. «Пусть кандидат ножками ходит, а не заливает деньгами округ. А то, у кого больше денег, тот и больше пляшет. Сплошной подкуп в законе», — возмутилась Боровикова. По данной теме высказался и член фракции СР Владислав Вакаев. Он предостерег, что после принятия данного закона политики сами себе ограничат возможность наиболее эффективного пути агитации. На выпады оппозиционеров Голобородько ответил, что с иноагентами «Единая Россия» не сотрудничает», поэтому им переживать не о чем. Также он попенял коллегам, что те боятся реальной конкуренции, поскольку единороссов, по его мнению, поддерживают на выборах не из-за количества денег, а из-за политической привлекательности. В конце концов, Александр Романенко прервал диспут и призвал к голосованию. 39 депутатов поддержали инициативу, пять проголосовали против и 13 воздержались.
Также живой интерес парламентариев вызвал доклад начальника управления молодежной политики края Екатерины Четошниковой, которая представила новый закон, призванный защитить права и обеспечить потребности молодых людей в регионе. Он был заявлен в повестку еще два месяца назад, но в последний момент его сняли с обсуждения. В этот раз презентация состоялась. Чиновница довольно сухо изложила основные положения правового документа и приготовилась отвечать на вопросы и замечания, которых оказалось очень много. Евгения Боровикова поинтересовалась, какие конкретные потребности молодежи профильное управление пытается закрыть этим законом. Четошникова ответила, что речь идет об организации молодежных и коворкинг-центров, обеспечении необходимой техникой, электроникой, ресурсами, выставочным оборудованием и пр.
Единоросс Сергей Писарев, внимательно изучавший в этот момент сайт управления по молодежной политике и его аккаунты в соцсетях, не удержался от критических замечаний в адрес его руководителя. Он попенял Четошниковой, что сейчас вся молодежь проводит время в Сети, но при этом профильное управление не озаботилось тем, чтобы привлекать на свою площадку больше активных пользователей. Для сравнения Писарев привел статистику – на возглавляемый им Барнаульский зоопарк подписано 60 тысяч человек, а на ведомство Четошниковой – всего 1 тысяча, и призвал ее заниматься этим активнее. Представитель фракции ЛДПР Ирина Шудра в свою очередь обратила внимание чиновницы на другой аспект. «Этот закон рамочный. Он мало что изменит в жизни молодежи. Его надо наполнить реальным содержанием, чтобы он решал реальные проблемы молодежи, чтобы сдержать отток молодых людей из Алтайского края, чтобы он был не для чиновников, а для школьников и студентов Активная молодежь и так найдет, куда пойти и как себя проявить, а как быть с теми, кто не активен? Работать с ним надо со школьной скамьи. Мы предлагаем подготовить поправки и будем голосовать «за», — заявила Шудра.
Интеллигентный Владислав Вакаев в дополнение отметил, что этот закон – «неправильный по духу». Ему бросилось в глаза, что молодежь воспринимают «как какую-то ущемленную группу, которую надо защитить, воспитать, поддержать». По мнению Вакаева, необходимо понимать колоссальный творческий потенциал молодежи и выработать совершенно новый формат общения с ними. «Дайте молодежи мечту, в последние годы у них нет мечты и нет будущего», — поддержал Вакаева эсер Василий Железовский. Тем не менее, закон решили принять в первом чтении в данном виде, который, кажется, мало кого устраивает, а ко второму внести в него правки.
Впрочем, изрядная порция критики 27 мая досталась не только Екатерине Четошниковой, но и зампреду правительства края Игорю Степаненко, который представил результаты отчета губернатора и кабмина об оценке качества предоставляемых услуг социальными организациями региона. Это документ, подготовленный социальным блоком правительства, демонстрирует уровень услуг в организациях сфер культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания, которые расположены на территории Алтайского края. Вице-губернатор рассказал о критериях и методике анализа, а также привел результаты лидеров и аутсайдеров рейтинга. При этом из документа следовало, что многие сферы устраивают жителей края, которые подверглись опросу, более, чем на 90 %. Это вызвало сомнения у народных избранников.
Стоит отметить, что доклад поставил много вопросов перед депутатами еще на стадии обсуждения на фракциях. Причем, по данным источников «Банкфакса», Степаненко терялся и не всегда мог ответить четко на поставленный вопрос. К сессии ситуация мало изменилась. Первым слово взял особенно активный на этом заседании Александр Молотов, который заявил, что у него есть много претензий по этому вопросу повестки, но не к Степаненко лично, и не к членам правительства, которые курировали данное исследование, а к методике и подрядной организации. «Контракт обошелся в 87 тысяч рублей. Я не верю, что за эти деньги можно опросить 26 тысяч человек, как здесь указано. Даже если использовали электронные формы опроса, нужно было зайти на сайт, пройти регистрацию, это выглядит нереальным. Разумеется, большая часть этих «опрощенных» жителей края – боты. Вы утверждаете, что граждане на 90 с лишним процентов довольны тем, что они в видят в ЦРБ, но это не так, мы почти каждый день видим жалобы то из одной, то из другой больницы. Я сам занимаюсь такими обращениями. Получается, что все это — профанация. Но вина здесь не тех, кто отчитывается, причину я вижу в самой методике. Как говорится, не стреляйте в пианиста, который играет, как умеет», — заявил Молотов. Такая позиция всерьез возмутила председателя АКЗС Александра Романенко. «Пианисты пианистами, но не нужно перегибать палку. Вы только что публично заявили, что отчет губернатора и правительства – это профанация, вся эта огромная работа», — предъявил он претензию справедливороссу, после чего обернулся к докладчику и попросил его «провести необходимую работу с фракцией СР, с которой, по-видимому, у вас получилась нехорошая история».
Впрочем, критику к отчету высказала и Ирина Шудра, которая посчитала, что отчет необходимо переработать, поскольку там отсутствует перечень всех организаций, которые прошли оценку качества. Она заявила, что фракция ЛДПР готова его поддержать, но сомневается в предоставленных цифрах. Отметим, что Игорь Степаненко в этой ситуации чувствовал себя весьма неловко – краснел и все больше отмалчивался. Его взялась поддержать более сведущая в социальных вопросах министр соцзащиты края Наталья Оськина. Она заявила, что форма заполнения была предоставлена федеральным центром, поэтому им пришлось исполнять поручение сверху. В результате 47 депутатов проголосовали за отчет, семь воздержались и трое не голосовали.
Не менее эмоциональной оказалась и традиционная 15-минутка обсуждения свободных тем. К примеру, пламенная речь принадлежала члену фракции ЛДПР Евгении Боровиковой, которая припомнила ситуацию, когда ее обвинили в принуждении людей собирать подписи за земельную инициативу СР. Договорить она не успела, поскольку не укладывалась в регламент. «Скорее бы уже 19 сентября», — вздохнул он, чем, казалось, облек в слова настроение многих народных избранников и развеселил окружающих. После этого спикер добавил, что использовать 15-минутки в АКЗС как политическую арену для привлечения избирателей неверно. На этом предпоследняя очередная сессия данного созыва была завершена.
На очередном заседании АКЗС депутаты много читали
Тем более, поступила свежая пресса
Темы были подходящие
Впрочем, некоторые изучали материалы сессии
Традиционные приветствия
Рукопожатия были крепкими
Молодость и опыт находят общий язык
Возможно, речь зашла о праймериз
На очередной сессии новый бизнес-омбудсмен впервые представил доклад
Слушали его внимательно
Впрочем, некоторые, возможно, уже ждут окончания созыва
Губернатор Виктор Томенко, похоже, остался доволен услышанным
Другие вопросы тоже обсуждались оживленно
На сессии Виктор Томенко получил почетную грамоту