С 1 апреля в Санкт-Петербурге резко повышаются цены на питание в школьных столовых, рост составил почти 30%.
Ранее, 1 января, Смольным уже было произведено повышение тарифов на 8%. Таким образом руководство города пытается поддержать комбинаты социального питания. Однако помощь будет оказана непропорционально и в больших объемах поступит предприятиям, обслуживающим районы с низкой рыночной конкуренцией. Предприятия же, активно принимавшие участие в торгах, по-прежнему останутся в сложной ситуации и в краткосрочной перспективе могут заявить о невозможности исполнять контрактные обязательства.
Занявшая в ноябре 2021 года кресло главы Управления социального питания Петербурга Алена Мироненко считает складывающуюся ситуацию справедливой, несмотря на высокий риск отраслевого коллапса в большей части районов, итогом которого может стать исчезновение пищи в десятках образовательных учреждений. Не исключено, что таким образом Смольный может попытаться избавиться от неудобных для него предприятий.
«При заключении госконтрактов операторы питания сами оценивали коммерческие риски. Кто-то шел на снижение в 5%, а кто-то на 50%. Когда бизнес такие цены ставил, он брал на себя некий пул ответственности за то, что он накормит при таком падении. Если ты сильно падал при заключении цены контракта, то сейчас у тебя увеличение стоимости продуктов будет с применением этого коэффициента. Например, стоили огурцы 100 рублей, стали стоить 120, если ты падал на 50%, значит, в твоем случае они будут стоить не 120, а 60 рублей. Кто снижался сильнее всего, у тех будет минимальное повышение», — заявила Мироненко.
С одной стороны, позицию УСП можно считать справедливой. Проблема демпинга на рынке школьного питания Петербурга существует не первый год, СМИ, политики и общественные деятели неоднократно указывали на нее. Но Смольный заметил ее только сейчас, а между тем если не решить, то существенно снизить влияние демпинга на торги можно было значительно раньше.
Одной из главных причин демпинга на рынке школьного питания являлось соотношение значимости ценовых и качественных показателей. При проведении тендера итоговая оценка заявки участника зависела на 60% от дешевизны, и только на 40% от неценовых показателей, таких как обеспеченность производственными мощностями, подготовленность персонала, опыт.
Данное соотношение регламентируется федеральным законом и правительство города не имело возможности его корректировать. С 1 января Федеральная антимонопольная служба России добилась изменения соотношения на 40/60. Но повлиять на ситуацию Смольный мог и раньше.
Предшественник Мироненко, экс-руководитель УСП Алексей Барабанщиков, главной проблемой рынка школьного питания Петербурга называл отсутствие единой конкурсной документации. На протяжении десятилетий закупки проводились на уровне районных администраций, которые по собственному усмотрению выставляли требования к участникам, те самые неценовые критерии. Причем требования эти могли меняться год от года. Как результат, комбинат, подававший идентичные заявки в различных районах города, мог оцениваться по-разному. В таких условиях единственным гарантированным инструментом влияния на исход торгов стал демпинг.
Ситуация усугублялась картелизированностью и коррумпированностью рынка. Отсутствие единых требований позволяло частным комбинатам и чиновникам вступать в сговор с целью проведения тендеров по документации, заточенной под заведомо «назначенного» победителя. Например, так происходило в Колпинском районе. Как установила ФАС, в 2016-2018 годах местные чиновники так формировали требования на торгах, что успешно участвовать могли только конкретные предприятия, в том числе крупнейший комбинат города «Артис-Детское питание». Общая стоимость распределенных таким образом контрактов превысила 650 миллионов рублей.
Похожая ситуация в начале текущего года сложилась в Василеостровском районе, где 19 тендеров на сумму свыше 700 миллионов рублей выиграл комбинат «Фирма Флоридан», получивший наивысшие оценки по неценовым показателям. После проверки ФАС выяснилось, что тендеры проводились с нарушением требований к участникам и их итоги были аннулированы. Чтобы конкурировать в таких условиях, другие предприятия были вынуждены идти на снижение цен.
Острый конфликт с участием чиновников разгорелся в Калининском районе. Еще в 2020 году часть тендеров для местных школ и детских садов решил провести Комитет по госзакупкам. Основными участниками стали компания «Альфа-Провиант», уже несколько лет обслуживающая район, и упомянутое ранее предприятие «Артис-Детское питание».
Под различными предлогами закупочная комиссия пыталась отстранить «Артис-Детское питание» от торгов. В тех случаях, когда попытки удавались, «Альфа-Провиант» получал контракты по максимально выгодным для себя ценам. Когда же конкурент участвовал в аукционе, компания была вынуждена значительно снижать цену, вплоть до 50%. По итогам торгов «Альфа-Провиант» выиграл все спорные тендеры. Однако контракты, заключенные со снижением цены, были сразу же разорваны без объяснения причин.
Такое поведение КГЗ мог бы расценить как нарушение и потребовать внести «Альфа-Провиант» в Реестр недобросовестных поставщиков. Но вместо этого комитет подал иск к ФАС, которая установила, что отстранение «Артис-Детское питание» производилось с нарушением закона и было инициировано замглавы Администрации Калининского района Татьяной Морозковой, руководившей госкомиссией.
Что интересно, Алена Мироненко на тот момент являлась замглавы Комитета по госзаказу. СМИ уже обратили внимание, что новая глава УСП благоволит именно комбинату «Альфа-Провиант», прямым конкурентом которого является «Артис-Детское питание». У последнего заключены десятки контрактов со значительным занижением цен. Учитывая позицию Смольного по поддержке комбинатов, в сложившихся экономических условиях можно ожидать, что «Артис-Детское питание» понесет одни из самых значительных убытков, как и другие компании, прибегавшие к занижению цен ради получения контрактов.
столовая базы
Без сомнения, использование демпинга на торгах было выбором предприятий. Но в том случае, если та или иная фирма не сможет выполнять взятые на себя обязательства, без школьного и дошкольного питания окажутся тысячи детей по всему Петербургу. Комбинатов, которые бы могли заменить ушедшие предприятия в городе нет, это стало понятно еще осенью 2021 года. Тогда о своем уходе с рынка неожиданно заявило предприятие «Аванта», из-за чего все школы Курортного района оказались без поставщика питания за неделю до начала учебного года.
В течение трех месяцев районным чиновникам и властям города потребовалось предпринимать экстренные меры, чтобы организация питания в школах поднялась до приемлемого уровня силами других комбинатов. Каковы будут последствия, если поставки прекратятся сразу в нескольких районах, можно только догадываться. Но, судя по всему, Смольный и Управление социального питания данные нюансы не интересуют, и они не против, если демпинговавшие комбинаты уйдут с рынка даже ценой таких последствий.
Между тем, в соседней Ленинградской области, где также работают многие петербургские комбинаты, пошли иным путем и приняли решение индексировать цену всех контрактов на 8%. Формально эта поддержка слабее петербургской, но по факту равномерно распространится на всех участников рынка. В Петербурге же большую поддержку получат те компании, контракты которых и так заключены на более выгодных условиях. Уже к лету, когда начнут проводиться новые серии тендеров, такой дисбаланс может спровоцировать еще один передел рынка соцпитания Петербурга.