Страна падающих самолетов

Размышления о рекордном «самолётопаде» за всю историю России, произошедшем в 2021 году.

Известия об авиакатастрофах в России уже становятся новостной рутиной. Вчера, 3 ноября упал еще один самолет. АН-12 разбился при заходе на посадку в Иркутске. На борту находилось 7 человек. Все погибли. Как сообщают СМИ, самолет эксплуатировался более 53 лет! Версии крушения стандартные: ошибки пилотирования и техническая неисправность.

Кстати, Иркутск называют городом падающих самолетов. Здесь произошли 3 крупные авиакатастрофы в 1997, 2001 и 2006 годах. Всего в этих крушениях погибло почти 400 человек. Самое большое количество жертв было в 97, когда грузовой «Руслан» упал на жилые дома.

Что же происходит в стране падающих самолетов? 2021 год, пожалуй, стал рекордным по количеству авиакатастроф. Причем большинство катастроф происходило с военными самолетами.

За неполных 11 месяцев в России произошло 31 авиакатастрофа, в которых погибли более 100 человек.

Вспомним только те трагедии этого года, где погибло более 3-х человек и которые произошли с участием военных летательных аппаратов.

10 октября в Татарстане сразу после взлёта падает самолет с парашютистами. За штурвалом L-410 были опытные летчики Александр Зыков и Михаил Беляев. Как сообщается, сразу после взлета левый двигатель отказал. Самолет совершил жесткую посадку, практически рухнул. В результате из 22 человек погибло 16.

23 сентября вертолет ФСБ разбился на Камчатке, тела 3 членов экипажа не обнаружены. Днём ранее, 22 сентября, в Хабаровском крае разбился Ан-26. 6 погибших. 12 сентября, такой же как в Татарстане L-410 разбился в Иркутской области, 4 человека погибли.

27 августа — Су-24 бомбардировщик ВКС РФ разбился в Пермском крае во время перелета в результате неисправности.

23 августа — МиГ-29СМТ истребитель ВКС РФ сгорел на земле в Астраханской области после выполнения полетов в результате неисправности.

18 августа — МиГ-29СМТ истребитель ВКС РФ разбился в Астраханской области в учебном полете в результате ошибки пилота, 1 человек погиб.

Ил-112В разбился 17 августа в Московской области во время испытательного полета в результате неисправности, 3 человека погибли. И это самая знаковая катастрофа. Её мы обсудим позже.

14 августа Бе-200 гидросамолет ВКС РФ разбился в Турции в результате ошибки пилота, 8 человек погибли.

12 августа — Ми-8 разбился на Камчатке в результате ошибки пилота, 8 человек погибли;

31 июля — Су-35С истребитель, называемый топовым самолетом ВКС РФ, разбился на Сахалине в результате отказа двигателя. Летчик катапультировался.

6 июля — Ан-26 разбился на Камчатке в результате ошибки пилота, 28 человек погибли.

24 июня — Ми-8 транспортно-боевой вертолет Нацгвардии РФ разбился в Ленинградской области, 3 человека погибло.

Всё тот же L-410  19 июня разбился в Кемерово в результате ошибки пилота, 4 человека погибли.

25 марта — Ка-32 вертолет МЧС РФ разбился в Калининградской области, 1 человек погиб.

23 марта — Ту-22М3 стратегический многорежимный сверхзвуковой ракетоносец — бомбардировщик, предназначенный для поражения цели на территории противника, потерпел аварию на земле из-за срабатывания катапульт, 3 человека погибли.

Что же это происходит с российской авиацией?

Давайте рассмотрим ситуацию в нашей стране на самом ярком примере – крушении Ил-112В, который заявлялся как новейшая разработка российского авиапрома. Самолет проектировали с начала 2000-х, как средний военный транспортник на замену морально и физически устаревшему Ан-26. Ил должен был взлететь в 2006-м, однако и в 2010 самолет был ещё в сборочном цеху. Потом от разработки самолета решили отказаться и покупать у Украины Ан-140Т, который подходит по характеристикам. Но события 2014 года поставили на этой идее крест.

И вот в корпорацию «Ильюшин» поступил госзаказ – в условиях санкций собрать самолет целиком из отечественных комплектующих. А весь самолет был ещё на бумаге. Кстати, говорили, что Ил-112В – полностью спроектировали в России. На деле Ил-112 оказался укороченной версией советского проекта самолета Ил-114, который разрабатывался ещё в начале 80-х. Но и этот сырой проект надо было оцифровать, да еще и глубоко переработать. Но бюджетные миллиарды поступили и началось.

Ситуация осложнялась тем, что на заводе сменились поколения конструкторов. Старые специалисты ушли, а молодые инженеры и конструкторы, по сути, только начинали разбираться в работе. Новое руководство «Ильюшина» гнало план. И самолет появился.

Первый полет Ил-112В состоялся 30 марта 2019 года. Второй – аж через 2 года. Всё это время самолет дорабатывали. Даже визуально ИЛ-112В получился непропорциональным: массивная туша и тоненькое монокрыло, которое должно было держать грузовик в воздухе.

Специалисты неоднократно критиковали и двигатели ТВ7-117СТ. Как заявлялось, их разработали с нуля, специально для ИЛ-112В. Потратили на это 5 млрд. рублей. Потом оказалось, что двигатель корпорации «Климов» это несколько переработанный вертолетный двигатель и его мощности в 3000 лошадиных сил явно не хватает для самолета таких размеров.

Второй известной проблемой Ил-112В стал его вес. Уже к первому полету 30 марта 2019 года стало понятно, что он примерно на 2,5 тонны тяжелее показателя, установленного в техническом задании. Кроме того, грузоподъемность нового транспортника всего 5 тонн, а старичок Ан-26, на замену которому собрали Ил, поднимает 8 тонн.

Но Путину рапортуют о возрождении российской военной авиации. На испытания созывают ведущие СМИ. Из полета проблемного самолета делают сенсацию. Летчиков встречают как героев. А гендиректор «Ильюшина» Рогозин-младший Алексей поздравляет всех с полётом первого российского военного самолёта.

Тогда в марте 2019 года самолет покружил 15 минут и сел. Давайте еще раз посмотрим на эту посадку. Можно заметить, что правый двигатель не работает – лишь немного вращается от встречного потока. Что с ним произошло? Он отказал или его отключили пилоты?

В мае 2021 года Путину заявили, что самолёт готов к серийному производству. А в августе произошла катастрофа – знаковая для всего нашего авиапрома.

Давайте проанализируем последний полёт Ил-112В. Горит тот же правый двигатель. Не просто горит – полыхает. Это говорит о том, что в двигатель продолжает поступать горючее. Но в современных самолетных двигателях предусмотрена система пожаротушения. Значит, она не сработала. Или её вообще не было?

Итак, правый двигатель горит открытым пламенем. Но у самолёта есть второй двигатель. Может ли самолет лететь на одном двигателе. Конечно, может. Современный самолет устроен так, чтобы пилот мог заглушить неработающий двигатель и продолжать полет на одном. Полет и посадку с одним работающим двигателем пилоты сотни раз отрабатывают на тренажерах. А за штурвалом Ил-112 сидела опытнейшая команда: Герой России Николай Куимов, летчик-испытатель 1-го класса Дмитрий Комаров и бортинженер-испытатель 1-го класса Николай Хлудеев.

Но они ничего не смогли сделать. Самолет завалился на правый бок и рухнул. Из этого можно сделать неутешительный вывод: Ил-112В — это не самолет, а ведро, у которого нет системы пожаротушения или она не работает, и оно не способно лететь на одном двигателе, потому что тот слишком слабый.

Вот и конец сказочке о возрождении российской авиации. Судя по всему, миллиарды на разработку самолета разворовали. Ил спроектировали и собрали в спешке и с ошибками, которые и привели к катастрофе.

И что? Разве кого-то привлекли к ответственности за срыв стратегического проекта Минобороны, за гибель людей? Кого-то посадили? Нет. Там, наверху всех всё устраивает. Они летают на «Бомбардирах» и «Фелконах». А простой народ гибнет на выработавшем свой ресурс советском авиапроме и в современных летающих гробах, созданных «эффективными менеджерами».